Рабочая программа учебного предмета Русский язык 8 класс.Базовый уровень_подписано

Кузнецо
ва Елена
Анатоль
евна

Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ СШ
№3 г.Котово, CN=Кузнецова Елена
Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: Котово
Дата: 2025.11.17 18:22:21+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

Рабочая программа
( ID 356518 )

учебного предмета «Русский язык »
для обучающихся 8 классов

Кощеева С.Ф
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №3 г.Котово

2025 год

1.Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык. 8 класс»
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
-аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы
текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план,
пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла,
адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному,
увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов
монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать
жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи
языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение
базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная
и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,

орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный
анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8) Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при
определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать
основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочносуффиксальный, сложение разных ви- дов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их
употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать
литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим
словарём;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова
специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться
орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые
предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и
стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и
предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно
использовать в тексте прямую речь и цитаты, за- менять прямую речь косвенной; интонационно правильно
произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку
соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки
препинания во всех изученных случаях.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык.8 класс»
Функции русского языка в современном мире
Повторение пройденного в 5 - 7 классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V
классе. Связь слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова (глагольные, именные, наречные).
II.
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение
использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I.

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого
предложения. Логическое ударение.
II.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в
предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
I.

Главные члены предложения
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего.
Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное
сказуемое.
Тире
между
подлежащим
и
сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I.
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени,
места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым
(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Р.К.: Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные
союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и
неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между
однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных
членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
I.

Обращение, вводные слова и междометия
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные
предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при
вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и
вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами;
употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при
обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами.
Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с
прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
3.Тематическое планирование.

Предмет
Русский
язык
Раздел

Общие
сведения
о языке
Повторен
ие

Язык и
речь

Класс
8

Вариант
Русский язык 8 класс

Описа
ние
раздел
а

Тема урока

Русский язык в кругу других славянских языков

Колво
часо
в
1

Повторение. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий. Практикум
Повторение. Слитное и раздельное написание не и ни с разными
частями речи. Практикум
Повторение. Правописание сложных слов разных частей речи.
Практикум
Повторение. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий,
производных предлогов, союзов и частиц. Практикум
Контрольная работа
Что такое культура речи. Монолог-повествование

1

Монолог-рассуждение
Монолог и диалог
Монолог и диалог. Практикум
Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Функциональные
разновидности
языка

Cинтаксис.
Культура речи.
Пунктуация
Словосочетание

Предлож
ение

Средства и способы связи предложений в тексте
Средства и способы связи предложений в тексте. Практикум
Сочинение-рассуждение. Виды аргументации
Сочинение-рассуждение. Практикум
Сочинение на тему
Функциональные разновидности современного русского языка.
Научный стиль

1
1
1
1
1
1

Основные жанры научного стиля. Информационная переработка
текста
Официально-деловой стиль
Жанры официально-делового стиля
Повторение по теме. Практикум
Изложение подробное/сжатое
Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы
синтаксиса

1

Пунктуация. Функции знаков препинания
Словосочетание, его структура и виды
Типы связи в словосочетании (согласование, управление,
примыкание)
Типы связи в словосочетании (согласование, управление,
примыкание). Практикум
Синтаксический анализ словосочетаний
Повторение темы. Практикум
Понятие о предложении. Основные признаки предложения

1
1
1

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной
окраске. Практикум
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и
сложном предложениях с союзом и. Практикум
Двусоставные и односоставные предложения. Практикум
Виды предложений по наличию второстепенных членов
(распространённые, нераспространённые). Практикум
Предложения полные и неполные. Практикум
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и
способы его выражения
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное
сказуемое
Изложение подробное/сжатое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
Тире между подлежащим и сказуемым
Второстепенные члены и их роль в предложении
Определение как второстепенный член предложения и его виды
Определения согласованные и несогласованные
Приложение как особый вид определения
Дополнение как второстепенный член предложения. Дополнения
прямые и косвенные
Дополнение как второстепенный член предложения. Практикум.
Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

обстоятельств
Обстоятельство как второстепенный член предложения.
Практикум
Второстепенные члены предложения. Синтаксический и
пунктуационный анализ предложения
Повторение темы «Двусоставные предложения», "Второстепенные
члены предложения". Практикум
Контрольная работа по темам "Словосочетание", "Двусоставное
предложение", "Второстепенные члены предложения"
Односоставные предложения. Главный член односоставного
предложения
Основные группы односоставных предложений и их особенности
Определённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения. Практикум
Обобщённо-личные предложения
Сочинение-описание картины
Безличные предложения
Безличные предложения. Практикум
Назывные предложения
Повторение темы «Односоставные предложения». Практикум
Понятие о простом осложнённом предложении
Понятие об однородных членах предложения
Способы связи однородных членов предложения и знаки
препинания между ними
Способы связи однородных членов предложения и знаки
препинания между ними. Практикум
Однородные и неоднородные определения
Однородные и неоднородные определения. Практикум
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Практикум
Синтаксический анализ простого предложения
Повторение темы «Предложения с однородными членами».
Практикум
Сочинение-рассуждение на тему
Предложения с обособленными членами. Обособление
определений
Виды обособленных членов предложения: обособленные
определения. Правила обособления согласованных определений
Обособление приложений
Обособление приложений. Практикум
Обособление обстоятельств
Обособление обстоятельств. Практикум
Обособление дополнений
Обособление дополнений. Практикум
Обособление уточняющих и присоединительных членов
предложения.
Обособление уточняющих и присоединительных членов
предложения. Практикум
Повторение темы «Предложения с обособленными членами»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».
Практикум
Контрольная работа по темам "Предложения с однородными
членами", "Обособленные члены предложения" / Всероссийская
проверочная работа
Предложения с обращениями
Предложения с обращениями. Практикум
Предложения с вводными конструкциями
Предложения с вводными конструкциями. Практикум
Омонимия членов предложения и вводных слов, словосочетаний и
предложений
Предложения со вставными конструкциями
Предложения со вставными конструкциями. Практикум
Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями. Практикум
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и
вставными конструкциями»
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и
вставными конструкциями». Практикум
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
Повторение. Типы связи слов в словосочетании. Культура речи.
Практикум
Повторение. Виды односоставных предложений. Культура речи.
Практикум
Повторение. Однородные члены предложения. Пунктуационный
анализ предложений. Практикум
Повторение. Обособленные члены предложения. Пунктуационный
анализ предложений. Практикум

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».