Рабочая программа учебного предмета биология 11 класс_подписано

c.3f.rle
'l rj.'l f6pa3"Jtsar{pitcrfi F't!3;role;ffHofiflo,qE{THi{gE jrrnHElerparirru Hi:r+rrcKofi. ,l.r-vrrpl;tnfiairb}cfrrfji}:tr"{f}Fiit
Bfi ji lr,,ip aggiti; g{.:141;;;g
M_?'lrttriiuita;r-r.rri,t:6r'.14xerec*q4lrlecofift?oE3lr€;lI,.'I('r*1.'-{t}€:i"-ifHiie
+:i.i:ledruflgrtiiIiDJa"\b3;yi-tvSilerr',{E}tIdII3-q/qeHucui}Trc,TL#.b;xI;peIlMet'ci:i
?.}s-$r'{r**r: Kc}r+scti#ro
M rHuiirifiaitLHoF4 pafioHa s+;lrol p*ilcnlr* o6.i1ac-r
s.r
'.iii.J;iC!.i)1)aililli.

ii'.i"

oij'ia':):; r' ii.:rr,tir
'.
! r ri- j.i+l::-4-:').

s:
:i

.,ia:iilHa jro:a S'). l;i.
{'i:'-i J.i+ !.lttt-'.1,:ir'

::r-?i:i.;:r!::ftt:i'i.:r!

Llorrac$nano

loia**,laOrpeHil
'3AC€:)\AHL\V

F{*'r onHl{ecfiol'o

Bl, rriiroatcl.iq

3a\{ecTttle-.rb
coBeTa

I,lFCy Cru JS-?.
r" .'{otosc
i 1ix,.ro:."i:1r',{i:'i
, . , . , r j : ; a B ra ' ; - t - i i ' i . i : 2 3 r ,

al4peEropa ilil yBP
/'t

/#

t

''E

l;. ;(.,.r;ri-.fr.;rJi.:
4] .': '; aB!-v*rit 21)23r.

: i-i I "{18.".Jtt2,i;'.

$B*E{€}F}
Il..Eg{}6yEauiEixcrd I1 rc"ta**+pe+

,t-rl,-l_'.
t:.: / :;.' :

'''-ii:' : i:' ,::

Кузнецов
а Елена
Анатолье
вна

Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ
СШ №3 г.Котово,
CN=Кузнецова Елена
Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2023.10.02 18:51:
58+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

.r ,i: ,i i. a .-,

-.

A.t :;:- i::-Si -ri-,Ei: il'. t -.;

iviEt):,'t-

r ,

i:..+f i-,'i1li

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов
общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации
порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с
точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и
интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
• социализация обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание
любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся,
формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов
естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов
учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой
пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях,
уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания.
Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет
структурную целостность, присущую данным областям науки биологии.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми
объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и
явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда
и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при
выполнении учебных задач.


характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;



применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей; наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;



использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;



приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять
отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых
организмов; существенные признаки биологических систем и биологических
процессов;



ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;



анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:


выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах
и биосфере;



аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку
достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не
выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности
воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и
образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов
может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального
проекта (перечень исследовательских работ прилагается).
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов
будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В
ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение
коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять
в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными
составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений
являются материалы:


стартовой диагностики;



текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;



промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе,
направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и
коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом;



текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных
заданий



на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их

самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений
в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;


способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;



защиты итогового индивидуального проекта.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии
должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:


знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового



образа жизни и здоровьесберегающих технологий;



реализация установок здорового образа жизни;



сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Регулятивные УУД:


Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;



Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;



Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);



Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);



В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:


Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;



Выявлять причины и следствия простых явлений;



Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;



Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;



Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;



Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)



Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);



Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:


Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом);



В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;



Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;



Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);



Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.
Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и
животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и
многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение,
деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов,
формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем;
4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости
сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей вида по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы
своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
II. В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека,
глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных
источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
III В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их
результатов.
IV В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Курс биологических
дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и
пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные
знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у
учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия
для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых,
коммуникационных и информационных областях.

Тема 1. История эволюционных идей (4 часа)
История эволюционных идей. Значение биологии в додарвиновский период. Значение работ
К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения
Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании
современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация: карты – схемы маршрута путешествия Ч.Дарвина; гербарных материалов;
коллекций, фотографий и других материалов, показывающих индивидуальную изменчивость
и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Тема 2. Современное эволюционное учение (8 часов)
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица
эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный
процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд
популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к
условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как
результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как
основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса.
Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Демонстрация: схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы
эволюции», «Образование новых видов», Сходство начальных стадий эмбрионального
развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы,
демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты
видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие
гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты
и атавизмы.
Лабораторные и практические работы
№1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
№2 .Выявление изменчивости у особей одного вида.
№3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (при наличии времени).

Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о
происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение
живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Демонстрация: Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов»,
«Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин,
изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки
организмов в древних породах.
Лабораторные и практические работы
№4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Экскурсия. История развития жизни на Земле (Дарвиновский музей).
Тема 4. Происхождение человека (4часа)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира
(класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные
этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Демонстрация: Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие
скелеты человека и позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы

№5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как
доказательство их родства.
№6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия. Происхождение и эволюция человека (музей при возможности).

Тема 5. Экологические факторы (4 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические,
биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния
экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые
отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов
на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.

Тема 6. Структура экосистем (6 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние
человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного
сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические
пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Лабораторные и практические работы
№7.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме.
№8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
№9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия. Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).
Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о
биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот
веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере»,
«Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое
разнообразие живых организмов биосферы.
Тема 8. Биосфера и человек (3 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия
деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и
последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков,
заповедников и заказников России.
Лабораторные и практические работы
№ 11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
№ 12.Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Заключение (1 час).

№
ТЕМА

Колво
часов

1

История представлений об эволюции живой природы.

1

2

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

3

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

1

4

Роль эволюционной теории в формировании современной
картины мира.

1

5

Вид, его критерии и структура.

1

Л.р. №1 «Описание особей вида по морфологическому
критерию»
6

Популяция – структурная единица вида.

1

Л.р. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
7

Движущие силы эволюции (мутационный процесс,
популяционные волны, естественный отбор; их влияние на
генофонд популяции)

1

8

Движущий и стабилизирующий естественный отбор.

1

9

Адаптации организмов к условиям обитания.

1

Л.р. №3 «Адаптации организмов к условиям обитания».
10

Видообразование, способы и пути видообразования.

1

11

Сохранение многообразия видов, причины вымирания
(биологический прогресс и регресс).

1

12

Доказательства эволюции органического мира.

1

13

Развитие представлений о возникновении жизни.

1

14

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория
Опарина – Холдейна.

1

Л.р. №4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения
жизни».
15

Усложнение живых организмов на Земле в процессе
эволюции.

1

16

Гипотезы происхождения человека.

1

Л.р. №5. «Выявление признаков сходства зародышей
человека и других млекопитающих как доказательство их
родства».

17

Положение человека в системе животного мира.

1

Л.р. №6. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения
человека».
18

Эволюция человека, основные этапы.

1

19

Расы человека. Видовое единство человечества.

1

20

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

1

21

Экологические факторы среды, их значение в жизни
организмов.

1

22

Взаимоотношения между организмами.

1

23

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество,
конкуренция, симбиоз.

1

(Составить схемы взаимоотношений между организмами).
24

Видовая и пространственная структура экосистемы.

1

25

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии
в экосистемах.

1

Л.р. №7. «Составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания) в экосистеме»
(Составить схемы круговоротов основных веществ
биосферы).
26

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

27

Влияние человека на экосистемы.

1

Л.р. №8. «Выявление антропогенных изменений в
экосистемах своей местности»
28

Искусственные сообщества – агроценозы.

1

Л.р. №9. «Сравнительная характеристика природных
экосистем и агроэкосистем своей местности»
29

Искусственные экосистемы (парк или сквер школы).

1

30

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура
биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

1

(Заполнить таблицу «Структура биосферы»)
31

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли.

1

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
32

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и
пути их решения.

1

Л.р. №10. «Анализ и оценка последствий собственной
деятельности в окружающей среде»
33

Последствия деятельности человека для окружающей среды.
Правила поведения в природной среде.

1

(Работа с картами национальных парков, заповедников и
заказников РФ)
Л.р. №11. «Анализ и оценка глобальных экологических
проблем и путей их решения»
34

Охрана природы и рациональное использование природных
ресурсов.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».