c.3f.rle 'l rj.'l f6pa3"Jtsar{pitcrfi F't!3;role;ffHofiflo,qE{THi{gE jrrnHElerparirru Hi:r+rrcKofi. ,l.r-vrrpl;tnfiairb}cfrrfji}:tr"{f}Fiit Bfi ji lr,,ip aggiti; g{.:141;;;g M_?'lrttriiuita;r-r.rri,t:6r'.14xerec*q4lrlecofift?oE3lr€;lI,.'I('r*1.'-{t}€:i"-ifHiie +:i.i:ledruflgrtiiIiDJa"\b3;yi-tvSilerr',{E}tIdII3-q/qeHucui}Trc,TL#.b;xI;peIlMet'ci:i ?.}s-$r'{r**r: Kc}r+scti#ro M rHuiirifiaitLHoF4 pafioHa s+;lrol p*ilcnlr* o6.i1ac-r s.r '.iii.J;iC!.i)1)aililli. ii'.i" oij'ia':):; r' ii.:rr,tir '. ! r ri- j.i+l::-4-:'). s: :i .,ia:iilHa jro:a S'). l;i. {'i:'-i J.i+ !.lttt-'.1,:ir' ::r-?i:i.;:r!::ftt:i'i.:r! Llorrac$nano loia**,laOrpeHil '3AC€:)\AHL\V F{*'r onHl{ecfiol'o Bl, rriiroatcl.iq 3a\{ecTttle-.rb coBeTa I,lFCy Cru JS-?. r" .'{otosc i 1ix,.ro:."i:1r',{i:'i , . , . , r j : ; a B ra ' ; - t - i i ' i . i : 2 3 r , al4peEropa ilil yBP /'t /# t ''E l;. ;(.,.r;ri-.fr.;rJi.: 4] .': '; aB!-v*rit 21)23r. : i-i I "{18.".Jtt2,i;'. $B*E{€}F} Il..Eg{}6yEauiEixcrd I1 rc"ta**+pe+ ,t-rl,-l_'. t:.: / :;.' : '''-ii:' : i:' ,:: Кузнецов а Елена Анатолье вна Подписан: Кузнецова Елена Анатольевна DN: OU=Директор, O=МБОУ СШ №3 г.Котово, CN=Кузнецова Елена Анатольевна, E=msoch33@yandex.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: Котово Дата: 2023.10.02 18:51: 58+04'00' Foxit Reader Версия: 10.1.0 .r ,i: ,i i. a .-, -. A.t :;:- i::-Si -ri-,Ei: il'. t -.; iviEt):,'t- r , i:..+f i-,'i1li 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы: • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы. Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся, формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся. Преподавание биологии для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям науки биологии. В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей; наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться: выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта (перечень исследовательских работ прилагается). Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на работе с текстом; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; защиты итогового индивидуального проекта. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств: Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы; Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений: I. В познавательной (интеллектуальной) сфере: 1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки; 2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и искусственного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере); 3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости с мены экосистем; 4) привидение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов; 5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой; 6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 7) описание особей вида по морфологическому критерию; 8) выявление изменчивости, приспособление организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях; 9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других млекопитающих, природные экосистемы, и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения. II. В ценностно-ориентационной сфере: 1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников; 2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома). III В сфере трудовой деятельности: Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. IV В сфере физической деятельности: Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Тема 1. История эволюционных идей (4 часа) История эволюционных идей. Значение биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Демонстрация: карты – схемы маршрута путешествия Ч.Дарвина; гербарных материалов; коллекций, фотографий и других материалов, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных. Тема 2. Современное эволюционное учение (8 часов) Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира. Демонстрация: схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы. Лабораторные и практические работы №1. Описание особей вида по морфологическому критерию. №2 .Выявление изменчивости у особей одного вида. №3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания (при наличии времени). Тема 3. Происхождение жизни на Земле (3 часа) Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Демонстрация: Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. Лабораторные и практические работы №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Экскурсия. История развития жизни на Земле (Дарвиновский музей). Тема 4. Происхождение человека (4часа) Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. Демонстрация: Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных. Лабораторные и практические работы №5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. №6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. Экскурсия. Происхождение и эволюция человека (музей при возможности). Тема 5. Экологические факторы (4 часа) Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе. Тема 6. Структура экосистем (6 часа) Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы. Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме. Лабораторные и практические работы №7.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме. №8.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. №9.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Экскурсия. Искусственные экосистемы (парк или сквер школы). Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема (2 часа) Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода). Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы. Тема 8. Биосфера и человек (3 часа) Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России. Лабораторные и практические работы № 11.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде. № 12.Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. Заключение (1 час). № ТЕМА Колво часов 1 История представлений об эволюции живой природы. 1 2 Развитие биологии в додарвиновский период. 1 3 Эволюционная теория Ч.Дарвина. 1 4 Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира. 1 5 Вид, его критерии и структура. 1 Л.р. №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» 6 Популяция – структурная единица вида. 1 Л.р. №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». 7 Движущие силы эволюции (мутационный процесс, популяционные волны, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции) 1 8 Движущий и стабилизирующий естественный отбор. 1 9 Адаптации организмов к условиям обитания. 1 Л.р. №3 «Адаптации организмов к условиям обитания». 10 Видообразование, способы и пути видообразования. 1 11 Сохранение многообразия видов, причины вымирания (биологический прогресс и регресс). 1 12 Доказательства эволюции органического мира. 1 13 Развитие представлений о возникновении жизни. 1 14 Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина – Холдейна. 1 Л.р. №4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». 15 Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 1 16 Гипотезы происхождения человека. 1 Л.р. №5. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». 17 Положение человека в системе животного мира. 1 Л.р. №6. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». 18 Эволюция человека, основные этапы. 1 19 Расы человека. Видовое единство человечества. 1 20 Организм и среда. Предмет и задачи экологии. 1 21 Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. 1 22 Взаимоотношения между организмами. 1 23 Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. 1 (Составить схемы взаимоотношений между организмами). 24 Видовая и пространственная структура экосистемы. 1 25 Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. 1 Л.р. №7. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) в экосистеме» (Составить схемы круговоротов основных веществ биосферы). 26 Причины устойчивости и смены экосистем. 1 27 Влияние человека на экосистемы. 1 Л.р. №8. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» 28 Искусственные сообщества – агроценозы. 1 Л.р. №9. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» 29 Искусственные экосистемы (парк или сквер школы). 1 30 Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. 1 (Заполнить таблицу «Структура биосферы») 31 Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. 1 Промежуточная аттестация. Контрольная работа. 32 Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. 1 Л.р. №10. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде» 33 Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. 1 (Работа с картами национальных парков, заповедников и заказников РФ) Л.р. №11. «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения» 34 Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. 1