Кузнецо
ва Елена
Анатоль
евна
Подписан: Кузнецова
Елена Анатольевна
DN: OU=Директор,
O=МБОУ СШ №3 г.Котово,
CN=Кузнецова Елена
Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2024.09.13 20:23:
05+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0
Котовского муниципального района
ОтдеЛ по образованию И молодеяtноЙ политике адмицистрации
области
Волгоградской
МУниЦипальноебюДжетноеобЩеобраЗоВаТеЛЬноеуЧрежДение
предметов г, ltoToBo> Котовского
<<Средняя школа ЛЪ 3 с углуоленным изучением отдельных
муниципального района Волгоградской области
40з80l, россия, Rолгоградсtсая облiсть, г, Котово, ул. Ленин_а, домл89, ktv*sh3@у..о_lgацеl,ru,
тел:8-84455-4-39-1
5 ИНН:3414004l
00
согласовано
Рассмотрепо
Зам.
на заседании
педагогического совета
МБоУ СШ N93 г, Котово
Протокол от З0.08.2024 г.
Nb1
директора по
r
Увр
Е.П. Кузнешова
30.08.2024 г,
РАБОЧАЯ ПРОГРАlЧIМА
(ID 56зз329)
учебного предмета кОкру2каюIциЙ мир
>
для обучающихся З класса
Пехтерева Марина .Щмитриевна
учитель первой категории
МБоУ Сш Jю3 г. Котово
2024 tоц
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
•
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», в 3 классе
– 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение
животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе
результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах)
делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить
на карте нашу страну, столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
•
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах,
таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети
Интернет (в условиях контролируемого входа);
• соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения
объектов природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств
природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в
пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия
(при небольшой помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать
свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека
иметь собственное суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание
особой роли многонациональной России в современном мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
•
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих
ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
• проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
3) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть
– целое, причина – следствие);
•
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
• готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
3) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
•
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб,
флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего
региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой
историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства;
проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
• показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения
опытов;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой
природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для
объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного,
водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов
и тем программы
№ п/п
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
1.2
Семья - коллектив близких. Родных людей.
2
1.3
Страны и народы мира.
4
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
Раздел 2. Человек и природа
11
2.2
Методы изучения природы. Разнообразие
веществ в окружающем мире.
Бактерии, грибы и их разнообразие
2.3
Разнообразие растений
7
2.4
Разнообразие животных
7
2.5
Природные сообщества
3
2.6
Человек - часть природы
5
2.1
Итого по разделу
2
35
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2
Правила безопасного поведения пассажира.
Безопасность в сети Интернет
Итого по разделу
5
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
3.2
7
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество часов
Тема урока
Безопасная информационная
среда
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
Искусственные природные
сообщества, созданные
человеком - пруд, поле, парк,
огород
Природные сообщества родного
края – два-три примера на
основе наблюдения
Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа
Что такое общество?
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
9
10
11
12
13
14
15
16
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
Условия, необходимые для
жизни животных: воздух, вода,
тепло, пища (среда обитания) –
обобщение на основе
результатов наблюдений и
работы с информацией
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
в учреждениях образования и
культуры
Твёрдые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей и
газов
Разнообразие веществ в
природе. Примеры веществ
(соль, сахар, вода, природный
газ): узнавание, называние,
краткая характеристика
Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для жизни
флоры, фауны, человека. Охрана
воздуха
Вода как вещество.
Определение свойств воды в
ходе практической работы
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d328
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cb62
17
18
19
20
21
Распространение воды в
природе: водоёмы, реки.
Круговорот воды в природе
Значение воды для жизни
живых организмов и
хозяйственной деятельности
людей. Охрана воды
Почва, её состав. Значение для
живой природы
Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания
Растения родного края: названия
и краткая характеристика (на
основе наблюдения)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de
22
Растение как живой организм
1
23
Как растения размножаются?
1
24
25
26
27
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений). Бережное
отношение человека к
растениям
Жизнь животных в разные
времена года. Разнообразие
животных
Особенности питания
животных. Цепи питания
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Размножение и развитие рыб,
птиц, зверей
Роль животных в природе и
жизни людей
Бережное отношение к
животным – нравственная
ценность людей. Охрана
животного мира в России
Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Многообразие
растений и животных"
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
Общее представление о
строении организма человека.
Температура тела, частота
пульса как показатели здоровья
человека
Резервный урок. Органы чувств
их роль в жизни человека
Опорно-двигательная система и
её роль в жизни человека
Пищеварительная система и её
роль в жизни человека
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
Кровеносная и нервная система
и их роль в жизни человека
Профилактика заболеваний.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
1
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
Библиотека ЦОК
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Роль закаливания для здоровья
растущего организма
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
динамических пауз
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела
человека"
Знаки безопасности во дворе
жилого дома.Безопасность в
доме
Безопасное поведение
пассажира железнодорожного
транспорта. Знаки безопасности
Безопасное поведение
пассажира авиа и водного
транспорта
Соблюдение правил
перемещения внутри двора и
пересечения дворовой проезжей
части. Знаки безопасности во
дворе жилого дома
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения
в социуме
Значение труда в жизни
человека и общества.
Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре
народов России
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
1
1
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84112c0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841254e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
минералов
Полезные ископаемые –
богатство земных недр
Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона
Растения, используемые людьми
в хозяйственной деятельности
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
на производстве, в сельском
хозяйстве
Резервный урок. Семья:
традиции, праздники.
Государственный бюджет
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы
семьи
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
Памятники природы и культуры
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://myschool.edu.ru
Китая (по выбору)
Памятники природы и культуры
62
стран Азии (по выбору)
Уникальные памятники
63
культуры России: Красная
площадь, Кремль
Уникальные памятники
64
культуры России: исторический
центр Санкт-Петербурга
Уникальные памятники
65
культуры России: Кижи,
памятники Великого Новгорода
Достопримечательности
66
родного края: памятники
природы и культуры региона
Резервный урок. Проверочная
67
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"
Резервный урок. Проверочная
68
работа по итогам обучения в 3
классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
1
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
1
1
https://myschool.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/43/3/
68
4
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Окружающий мир : 3 -й класс : методические рекоменда-ции : учебное
пособие / Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. — 4-е изд., перераб. — Москва :
Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека цифрового образовательного контента
https://lib.myschool.edu.ru
Российская электронная школа
https://resh.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/