I
i
OrAer no o6pasonaHurorr rronoAexnofi noJrrrrnne aAMnnrrcrpaqun Koroncr(oro MyHnqnrraJrbHoro pafrona
Borrorpagcrcofr o6.nacru
<> Koroscroro
MyH[qu[anrnoro pafiona Borrorpa4crcofi o6nacru
re-{:8-84455-4-39| 5 HHH:34I 4004I 00
Facc*rolpeno
Cor"nacosaHo
Lia 3agena}l.Ht4
MeT0Ar,rqecKoiocoBeTa
MEOY CILI Ns3 f. KoroBo
Ilpotoror J'{bl
3aMecTI{Te.[b
0r (3tr))aBlycra2023r.
-g]'ol2oi.A
l-,Yg * '1
ro yBP
AHpeKropa
HerIoBa
E.tl.
4'
(31 DaBrycra2023r.
xasNs73
or 31.08.2023r .
Pa6o.raff rrporpaMMa
(ID
AJrfl Ooyqaurxcq 6
Кузнецов
а Елена
Анатолье
вна
Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ
СШ №3 г.Котово,
CN=Кузнецова Елена
Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2023.10.02 18:52:
05+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0
2023ron
accoB
(D14(f
Vqnrens
Arar ueBaIl.@.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
6 КЛАСС
Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой. Общие
признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения.
Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, ядро,
цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных
тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их роль и связь между
собой.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи.
Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов).
Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или гербарных экземплярах
растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения.
Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Ознакомление в природе с цветковыми растениями.
2. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян. Состав и строение семян.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Корень – орган почвенного (минерального)
питания. Корни и корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Корневой
1.
чехлик. Зоны корня. Корневые волоски. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ,
необходимых растению (корневое давление, осмос). Видоизменение корней.
Побег. Развитие побега из почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения
побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Побег и почки.
Листорасположение и листовая мозаика. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения
листьев. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица, основная ткань
листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания.
Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Типы плодов. Распространение плодов и семян в
природе.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере гербарных экземпляров или
живых растений.
Изучение микропрепарата клеток корня.
Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных растениях).
Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя и других растений).
Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах).
Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом микропрепарате).
Исследование строения корневища, клубня, луковицы.
Изучение строения цветков.
Ознакомление с различными типами соцветий.
Изучение строения семян двудольных растений.
Изучение строения семян однодольных растений.
3. Жизнедеятельность растительного организма
Обмен веществ у растений
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые
кислоты, витамины и другие вещества) растения. Минеральное питание растений. Удобрения.
Питание растения.
Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению (корневое давление, осмос).
Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков,
полива для жизни культурных растений. Гидропоника.
Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Дыхание растения.
Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия, препятствующие дыханию
корней. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная
запылённость воздуха, как препятствие для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в
кожице, чечевичек). Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении.
Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное строение стебля
травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля
древесного растения: кора (пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие
ткани корня. Транспорт воды и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток.
Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние внешних
условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении (ситовидные трубки луба) – нисходящий
ток. Перераспределение и запасание веществ в растении. Выделение у растений. Листопад.
Рост и развитие растения.
Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие проростков.
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный и вставочный рост.
Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у древесных растений. Влияние
фитогормонов на рост растения. Ростовые движения растений. Развитие побега из почки.
Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение растений. Цветки и соцветия.
Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными, водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение.
Наследование признаков обоих растений.
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение культурных растений.
Клоны. Сохранение признаков материнского растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Лабораторные и практические работы.
Наблюдение за ростом корня.
Наблюдение за ростом побега.
Определение возраста дерева по спилу.
Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями.
Изучение роли рыхления для дыхания корней.
Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов, черенкование листьев и
другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения).
Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на примере фасоли или
посевного гороха).
Определение условий прорастания семян.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в 6 классе:
характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой;
приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г. Навашин) и
зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о растениях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная
ткань, органы растений, система органов растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок,
плод, семя, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение,
клон, раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или
цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост,
размножение, развитие, связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по
изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки,
ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы
с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с
использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание,
фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения,
семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений,
строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни человека,
биологическое и хозяйственное значение видоизменённых побегов, хозяйственное значение вегетативного
размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части,
ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической
посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, географии,
технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и
обобщения информации из двух источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Растительный организм
8
1.5
2
Строение и многообразие
покрытосеменных растений
11
3.5
3
Жизнедеятельность растительного
организма
14
3
4
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d0
0
8
Поурочное планирование
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Ботаника – наука о растениях
1
2
Общие признаки и уровни
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0af2
Библиотека ЦОК
организации растительного
организма
https://m.edsoo.ru/863d0c82
Библиотека ЦОК
3
Споровые и семенные растения
1
4
Растительная клетка, ее изучение.
Лабораторная работа «Изучение
микроскопического строения листа
водного растения элодеи»
1
5
Химический состав клетки.
Лабораторная работа
«Обнаружение неорганических и
органических веществ в растении»
1
6
Жизнедеятельность клетки
1
7
Растительные ткани, их функции.
Лабораторная работа «Изучение
строения растительных тканей
(использование микропрепаратов)»
1
0.5
8
Органы растений. Лабораторная
работа «Изучение внешнего
строения травянистого цветкового
растения (на живых или гербарных
экземплярах растений): пастушья
сумка, редька дикая, лютик едкий и
другие растения»
1
0.5
9
Строение семян. Лабораторная
работа «Изучение строения семян
однодольных и двудольных
растений»
1
0.5
10
Виды корней и типы корневых
1
https://m.edsoo.ru/863d0de0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0fde
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d115a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d12ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3cca
Библиотека ЦОК
систем. Лабораторная работа
«Изучение строения корневых
систем (стержневой и мочковатой)
на примере гербарных экземпляров
или живых растений. Изучение
микропрепарата клеток корня»
https://m.edsoo.ru/863d1402
Библиотека ЦОК
11
Видоизменение корней
1
12
Побег. Развитие побега из почки.
Лабораторная работа «Изучение
строения вегетативных и
генеративных почек (на примере
сирени, тополя и других растений)»
1
0.5
13
Строение стебля. Лабораторная
работа «Рассматривание
микроскопического строения ветки
дерева (на готовом
микропрепарате)»
1
0.5
14
Внешнее и внутреннее строение
листа. Лабораторная работа
«Ознакомление с внешним
строением листьев и
листорасположением (на
комнатных растениях)».
1
0.5
15
Видоизменения побегов.
Лабораторная работа
«Исследование строения
корневища, клубня, луковицы»
1
0.5
16
Строение и разнообразие цветков.
1
0.5
https://m.edsoo.ru/863d197a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d1c90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d28ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d1e98
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2c08
Библиотека ЦОК
Лабораторная работа «Изучение
строения цветков»
https://m.edsoo.ru/863d3842
17
Соцветия. Лабораторная работа
«Ознакомление с различными
типами соцветий»
1
18
Плоды
1
19
Распространение плодов и семян в
природе
1
20
Обмен веществ у растений
1
21
Минеральное питание растений.
Удобрения
1
22
Фотосинтез. Практическая работа
«Наблюдение процесса выделения
кислорода на свету аквариумными
растениями»
1
23
Роль фотосинтеза в природе и
жизни человека
1
24
Дыхание корня. Лабораторная
работа «Изучение роли рыхления
для дыхания корней»
1
25
Лист и стебель как органы дыхания
1
26
Транспорт веществ в растении.
Практическая работа «Выявление
передвижения воды и минеральных
веществ по древесине»
1
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3842
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3b4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3b4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2550
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d1b00
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2028
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2028
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d21c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2320
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2c08
27
Выделение у растений. Листопад
1
28
Прорастание семян. Практическая
работа «Определение всхожести
семян культурных растений и посев
их в грунт». «Определение условий
прорастания семян»
1
0.5
29
Рост и развитие растения.
Практическая работа «Наблюдение
за ростом и развитием цветкового
растения в комнатных условиях (на
примере фасоли или посевного
гороха)»
1
0.5
30
Размножение растений и его
значение
1
31
Опыление. Двойное
оплодотворение
1
32
Образование плодов и семян
1
33
Вегетативное размножение
растений. Практическая работа
«Овладение приёмами
вегетативного размножения
растений (черенкование побегов,
черенкование листьев и другие) на
примере комнатных растений
(традесканция, сенполия, бегония,
сансевьера и другие растения)»
1
34
Резервный урок. Обобщение
знаний о строении и
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3cca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d2fb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d3842
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d39c8
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d34d2
жизнедеятельности растительного
организма
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
8