Рабочая программа учебного курса информатика 9 класс 2024-2025 уч.год_подписано

Кузнецов
а Елена
Анатолье
вна

Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ
СШ №3 г.Котово, CN=Кузнецова
Елена Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2024.09.18 19:18:
22+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

1.Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
 Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности.
 Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения
 Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать прчинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными
результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности
в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
 формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

В результате освоения курса информатики за 9 класс учащиеся научатся
 понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать
предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность,
массовость;
 оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»
(подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации;
переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блоксхеме и обратно);
 понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя»,
«система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой
исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
 исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой
команд;
 составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
 исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки
символов;
 исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
 исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
 понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром
или цикл с условием продолжения работы;
 определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
 использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы),
а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
ученики получат возможность научится:










исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной
задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной
системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся
результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
познакомиться с использованием в программах строковых величин;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование
элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с
заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными
свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие
базовые алгоритмические конструкции;




разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами.

2.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление и алгоритмы 13 ч
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2.Введение в программирование 15 ч
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод
данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и
циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество 4 ч
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
Раздел 4. Итоговое повторение (3ч)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).
Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и
3.Тематическое планирование

Предмет
Вариант
Информатика и ИКТ Информатика 9 класс Семакин 34 часа
Раздел
Тема урока
Управление и
алгоритмы, 11 ч

Кибернетическая модель управления. Управление без
обратной связи и с обратной связью
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов:
назначение, среда, система команд, режимы работы.
Графический учебный исполнитель. Работа с учебным
исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной

Колво
часов
1
1
1
1

Введение в
программирование,
19ч

Информационные
технологии и
общество, 4 ч

детализации и сборочный метод.
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов
Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.
Разработка циклических алгоритмов
Ветвления. Использование двухшаговой детализации
Использование метода последовательной детализации для
построения алгоритма. Использование ветвлений
Зачётное задание по алгоритмизацииТест по теме
«Управление и алгоритмы»
Понятие о программировании. Алгоритмы работы с
величинами: константы, переменные, основные типы,
присваивание, ввод и вывод данных.
Линейные вычислительные алгоритмы
Построение блок-схем линейных вычислительных
алгоритмов (на учебной программе)
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура
программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода,
присваивания.
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка,
выполнение, тестирование. Программирование на Паскале
линейных алгоритмов.
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале
Разработка программы на языке Паскаль с использованием
оператора ветвления и логических операций.
Циклы на языке Паскаль
Разработка программ c использованием цикла с
предусловием
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида.
Использование алгоритма Евклида при решении задач
Одномерные массивы в Паскале
Разработка программ обработки одномерных массивов
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в
Паскале. Поиск чисел в массиве
Разработка программы поиска числа в случайно
сформированном массиве.
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива
Составление программы на Паскале поиска минимального и
максимального элементов
Сортировка массива. Составление программы на Паскале
сортировки массива
Тест по теме «Программное управление работой
компьютера»
Предыстория информатики. История ЭВМ, программного
обеспечения и ИКТ
Социальная информатика: информационные ресурсы,
информационное общество
Социальная информатика: информационная безопасность
Итоговый тест по курсу 9 класса
итого

1
1
2
1
1
1
1

2
1
1

1

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».