Рабочая программа учебного предмета Литература 9 класс.Базовый уровень_подписано

Кузнецо
ва
Елена
Анатоль
евна

Подписан: Кузнецова
Елена Анатольевна
DN: OU=Директор,
O=МБОУ СШ №3
г.Котово, CN=Кузнецова
Елена Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2024.09.18 19:49:
16+04'00'
Foxit Reader Версия:
10.1.0

1.Планируемые результаты учебного предмета «Литература» 9 класс

Учащиеся должны знать:
Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
Тексты художественных произведений.
Сюжет, особенности композиции изученных произведений.
Типическое значение характеров главных героев произведений.
Основные понятия: литературный характер, литературный тип, классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, критический реализм.
6. Изобразительно-выразительные средства языка.
7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
1.
2.
3.
4.
5.

Учащиеся должны уметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы
образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их
отстаивать.
Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
Готовить доклад, сообщение, реферат, презентацию на литературную тему (по одному источнику).
Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм,
телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

2.Содержание тем учебного предмета «Литература» 9 класс
Введение -1ч
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности
общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория
литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- 6ч
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и
разнообразие жанров.«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих
веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА-7ч

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного
языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода
на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.Теория
литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские,
декламационные интонации.«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».
(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и
путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты
сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе .Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои
повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория
литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА- 57 ч
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка
и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало,
атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние
сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения
традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не
поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое
звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о
комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья
о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие,
невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы
главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал
Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский,
Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа
мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере
творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как
жанр драмы (развитие понятия)
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в
русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности
композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).Печорин и
Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.
Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме
и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные
мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души.
Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея
Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием.
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.
Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Из русской литературы второй половины XIX века- 4ч
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.
Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа
любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго,
несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского. Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести,
его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и
собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу
добра, в возможность счастья.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское
отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в
многолюдном городе.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-16 ч
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов
произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины»,
«швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы.
Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция
рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении.
Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта
типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы.
Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века.
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О
доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном
мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и
ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра
рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений
поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта.
Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..»,
«Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и
новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Я убит подо Ржевом»
ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -3ч
Юрий Бондарев «Горячий снег»
Василий Шукшин «Чудики»
Борис Екимов. Рассказы.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -8ч
Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся
приязнь заслужить...».
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...».
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи
Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета
из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи
Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах»,
«У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний
монолог Фауста из второй части трагедии).

3.Тематическое планирование.
Предмет
Литература. 9 класс
Раздел
Введение -1ч
Из древнерусской
литературы- 6ч

Из русской
литературы XVIII
века -7ч

Вариант
Литература, 9 класс, Коровина В.Я
Тема урока
Литература как искусство слова
"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской
литературы
"За землю Русскую" Осмысление текста памятника
Вечные образы "Слова…"
Поэтическое искусство автора
Р.р. Анализ эпизода "Плач Ярославны"
Литературная игра "Мир Игоревой песни"
Характеристика литературы 18 века
М.В.Ломоносов "Живое единство наук и художеств"
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в
поэзии Державина
"Не раб, но человек" Жизненный подвиг А.Н.Радищева.
Р.р. Сжатое изложение с творческим заданием по главе "Любань"
"Он имел душу, он имел сердце!" Н.М.Карамзин Повесть "Бедная

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Лиза"
"Призрак счастья" в повести Н.М.Карамзина. Главные герои
повести
Из русской
литературы первой
половины XIX века 57 ч

А.С.Грибоедов "Горе
от ума"

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Золотой век русской литературы
"Его стихов пленительная сладость" (А.С.Пушкин) В.А.Жуковский.
Жизнь и т ворчество
"Лучший друг нам в жизни сей - вера в Провиденье"
Нравственный мир героин баллады "Светлана" как средоточие
народного духа и христианской веры
"Могучее проявление русского духа" Очерк жизни и творчества
А.С.Грибоедова
"К вам Алекандр Андреич Чацкий" Анализ 1 действия комедии
"Век нынешний и век минувший" Анализ 2 действия комедии
"Можно ль против всех!" Анализ 3 действия
"Не образумлюсь…виноват…" Анализ 4 действия
Жанр высокой комедии
"Горе от ума" в оценке И.А.Гончарова
Р.р. Классное сочинение обучающего характера
А.С.Пушкин "Вся жизнь - один чудесный миг"
"И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь"
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
"Пока свободою горим…" развитие темы свободы в лирике
А.С.Пушкина
"Друзья мои, прекрасен наш союз!" Дружба и друзья в лирике
А.С.Пушкина
"Я вас любил…" любовная лирика поэта
"Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" Философская лири ка
А.С.Пушкина
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный" Тема поэта и поэзии в
творчестве Пушкина
Р.р. Интерпретация лирического стихотворения А.С.Пушкина ( по
выбору учащегося)
"И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет" Поэма
"Цыганы"
"Моцарт и Сальери": два музыканта- две судьбы. Спор о
сущности творчества в "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери"
"Собранье пестрых глав" Творческая история романа "Евгений
Онегин"
"И жить торопится, и чувствовать спешит" Онегин и столичное
дворянство
"И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!" Онегин и
поместное дворянство
"От делать нечего друзья" Онегин и Ленский
"Татьяна, русская душою…"Образ Татьяны в романе, Татьяна и
Ольга
"Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас" Татьяна и
Онегин
",,,Мы неугомонно хлопочем, судим обо всём…" Образ автора в
романе
Классное сочинение по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
"Он хочет жить ценою муки…" Жизнь и творчество
М.Ю.Лермонтова
"Я к одиночеству привык…" Тема одиночества в лирике
М.Ю.Лермонтова
"Печально я гляжу на наше поколенье…" (раздумья о судьбе
"людей 30-х г.г." в лирике М.Ю.Лермонтова)
Р.р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина"
"Всякий плакал, кто любил…" Тема любви в лирике Лермонтова
"Из пламя и света рожденное слово" Тема поэта и поэзии в
лирике

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1

"Лермонтов - прозаик - это чудо" (Л.Н.Толстой) "Герой нашего
времени" - первый психологический роман
Печорин и горцы
Печорин и Максим Максимыч
Печорин в обществе "честных контрабандистов"
Печорин и "водяное общество"
Можно ли назвать Печорина фаталистом?
Художественные особенности романа. Жанр и композиция
Р.р. Создание черновика сочинения "Драма незаурядной
личности в романе"
Поэты пушкинской
поры
Н.В.Гоголь "Мёртвые
души"

Из русской
литературы второй
половины XIX века4ч

Из русской
литературы XX века16ч

1
1
1
1
1
1
1
1

К.Н.Батюшков "Философ резвый и пиит..."
А.В.Кольцов. "Истинный неподдельный народный талант"
"На пользу отечества, для счастья граждан" Жизненный и
творческий путь Н.В. Гоголя
"Вся Русь явится в нем!" Первоначальный замысел и идея Гоголя
"Неотразимо страшные идеалы огрубления": Манилов и
Коробочка
"Неотразимо страшные идеалы огрубления": Собакевич и
Ноздрёв
"Неотразимо страшные идеалы огрубления": Чичиков у
Плюшкина
"Город никак не уступал другим губернским городам"
"Кто же он? Стало быть, подлец?" Образ Чичикова в поэме
"Здесь ли не быть богатырю?" Образ России в поэме
Р.р. Письменный ответ на вопрос: "Каково идейнохудожественное звучание образа птицы-тройки в финале первого
тома поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Игра "Начало всех начал" (русская литература первой половины
XIX века)

1
1

А.Н. Островский Пьеса "Бедность не порок"
Любовь в патриархальном мире
Тип "петербургского мечтателя" в романе Ф.М.Достоевского
"Белые ночи"
А.П.Чехов "Самый негромкий и самый слышимый в мире
писатель"

1
1

Человек и история
"Собаки - народ умный" М.А.Булгаков Повесть "Собачье сердце"
"Сатира не терпит оглядки…" Основы живучести "шариковщины",
"швондерства"
Поэтика Булгакова-сатирика
М.А.Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Судьба Родины и
судьба человека
Образ Андрея Соколова
"Праведник и пророк" А.И.Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор"
"Есть такие прирожденные ангелы…" Образ Матрёны
А.Блок "Трагический тенор эпохи"
В.В.Маяковский "Он умел только любить и писать стихи"
С.Есенин - певец России. Сквозные образы в лирике Есенина
А.Ахматова. Трагические интонациитв любовной лирике
Ахматовой
Б.Л.Пастернак. "И вся земля была его наследьем…"
Н.Заболоцкий "Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты человек!"
А.Т.Твардовский "Я убит подо Ржевом" - реквием о павших на
войне
Р.р. Анализ любимого стихотворения поэта XX века

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Из современной
литературы-3ч

Из зарубежной
литературы -8ч

Резервный урок

Вн.чт. Ю.Бондарев "Горячий снег"
Вн.чт. "Чудики" В.М.Шукшина
Вн.чт. Герои "живой души" в рассказах Б.Екимова

1
1
1

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
Гораций Ода "Я воздвиг памятник" Поэтическое творчество в
системе человеческого бытия
Данте Алигьери Универсально-философский характер
"Божественной комедии"
Уильям Шекспир "Гамлет" - "пьеса на века"
И.В.Гёте. "Фауст" - философская трагедия эпохи Просвещения
Защита проектов, объединенных одной темой "Сквозные образы
и мотивы в русской литературе"
Резервный урок

1
1
1
1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».