Кузнецо
ва
Елена
Анатоль
евна
Подписан: Кузнецова
Елена Анатольевна
DN: OU=Директор,
O=МБОУ СШ №3
г.Котово, CN=Кузнецова
Елена Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2024.09.18 19:49:
18+04'00'
Foxit Reader Версия:
10.1.0
1.Содержание учебного предмета «Литература.11 класс»
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «Гранатовый
браслет», «Олеся», «Поединок» и др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем», «Рассказ о семи повешенных» и др.
М. Горький. Рассказы, повести, романы (два произведения по выбору). Например, «Старуха
Изергиль», «Макар Чудра», «Коновалов», «Фома Гордеев» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее трёх стихотворений двух поэтов по
выбору). Например, стихотворения И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, А. Белого, В. Я. Брюсова, М.
А. Волошина, И. Северянина, В. С. Соловьева, Ф. К. Сологуба, В. В. Хлебникова и др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Стихотворения (не менее двух по выбору). Например, «Аленушка», «Вечер»,
«Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» и
др. Рассказы (три по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин
из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» и др.
Книга очерков «Окаянные дни» (фрагменты).
А. А. Блок. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Незнакомка», «Россия»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна, без конца и без
краю…», «О, я хочу безумно жить…», «Девушка пела в церковном хоре…», «В ресторане», «Вхожу я в
тёмные храмы...», «Я – Гамлет. Холодеет кровь…», «Фабрика», «Русь», «Когда вы стоите на моём
пути…», «Она пришла с мороза…», «Рождённые в года глухие…», «Пушкинскому Дому», «Скифы» и
др.
Поэма «Двенадцать».
Н. С. Гумилёв. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Шестое чувство»,
«Андрей Рублев» и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «А вы могли бы?»,
«Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне
Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Дешёвая распродажа», «Левый марш», «Сергею
Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» и др.Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос.
Первое вступление в поэму».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты
моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Русь Советская»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Клён ты мой
опавший…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «О красном вечере
задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке
кепи...», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..» и др.
Поэма «Чёрный человек».
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы живём, под
собою не чуя страны…», «Notre Dame», «Айя-София», «Невыразимая печаль…», «Золотистого мёда
струя из бутылки текла…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Нет, никогда ничей я не был
современник…», «Я к губам подношу эту зелень…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в
красном переплёте», «Бабушке», «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…»), «Генералам
двенадцатого года», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Расстояние: вёрсты, мили…»,
«Красною кистью…», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») и др.
Очерк «Мой Пушкин».
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Песня последней
встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Мне голос
был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет»,
«Родная земля», «Сероглазый король», «Вечером», «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Всё
расхищено, предано, продано…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как
вдова...», «Перед весной бывают дни такие...», «Мне ни к чему одические рати…», «Творчество»,
«Муза» («Когда я ночью жду её прихода…») и др.
Поэма «Реквием».
Е. И. Замятин. Роман «Мы».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
В. В. Набоков. Рассказы, повести, романы (одно произведение по выбору). Например,
«Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте», «Машенька», «Защита Лужина», «Дар» и др.
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).
Рассказы, повести, пьесы (одно произведение по выбору). Например, рассказы из книги «Записки
юного врача», «Записки на манжетах», «Дни Турбиных», «Бег» и др.
А. П. Платонов. Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например, «В прекрасном
и яростном мире», «Котлован», «Возвращение», «Река Потудань», «Сокровенный человек» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в одномединственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой
моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В тот день, когда окончилась
война…», «Я убит подо Ржевом», «Памяти Гагарина» и др.
Поэма «По праву памяти».
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем трёх
писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка», «Звездопад»; Ю.В. Бондарев
«Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л. Васильев «А зори
здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война», «Летят мои кони»; К. Д. Воробьёв
«Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П. Некрасов «В окопах
Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два»; С.С. Смирнов
«Брестская крепость» и др.
А. А. Фадеев. «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. «В августе сорок четвёртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не менее
чем трёх поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С.
С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору).
Например, В. С. Розов «Вечно живые», К. М. Симонов «Русские люди» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег идет», «Любить
иных – тяжелый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь»,
«Единственные дни», «О, знал бы я, что так бывает…», «Никого не будет в доме...», «Август» и др.
Роман «Доктор Живаго» (избранные главы).
А. В. Вампилов. Пьесы (не менее одной по выбору). Например, «Старший сын», «Утиная
охота» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
(фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»);
произведения из цикла «Крохотки» (не менее двух).
В. М. Шукшин. Рассказы и повести (не менее четырёх произведений по выбору). Например,
«Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Забуксовал», «Дядя
Ермолай», «Шире шаг, маэстро!», «Калина красная» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например,
«Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Женский разговор» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей», «Тихая
моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать
по холмам задремавшей отчизны», «Родная деревня», «В осеннем лесу», «В минуты музыки
печальной…», «Видения на холме», «Ночь на родине», «Утро» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее пяти по выбору). Например, «На смерть Жукова»,
«Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «На столетие Анны
Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «И вечный
бой…», «Я памятник себе воздвиг иной…», «Мои слова, я думаю, умрут…», «Ниоткуда с любовью,
надцатого мартобря…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Postscriptum» и др.
В. С. Высоцкий. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня о Земле», «Он
не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Я не люблю», «Братские могилы», «Песня о друге»,
«Лирическая», «Охота на волков», «Песня о звёздах» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по одному
произведению не менее трех прозаиков по выбору). Например, Ф.А. Абрамов (повесть «Пелагея»),
Ч.Т. Айтматов (повесть «Белый пароход»), В.П. Астафьев (повествование в рассказах «Царь-рыба»
(фрагменты), В.И. Белов (рассказы «На родине», «Бобришный угор»), А.Г. Битов (рассказы из цикла
«Аптекарский остров»), А.Н. Варламов (повесть «Рождение»), С.Д. Довлатов (повесть «Заповедник»
и другие), Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты), Ю.П. Казаков
(рассказы «Северный дневник», «Поморка»), З. Прилепин (рассказы из сборника «Собаки и другие
люди»), В.А. Солоухин (произведения из цикла «Камешки на ладони»), А.Н. и Б.Н. Стругацкие
(повесть «Понедельник начинается в субботу»), В.Ф. Тендряков (рассказы «Хлеб для собаки», «Пара
гнедых»), Ю.В. Трифонов (повести «Обмен», «Другая жизнь»), Митрополит Тихон (Шевкунов)
«Гибель империи. Российский урок» и другие.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения и поэмы (по одному
произведению не менее трех поэтов по выбору). Например, Б.А. Ахмадулиной, О.Ф. Берггольц, Ю.И.
Визбора, А.А. Вознесенского, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера,
Л.Н. Мартынова, О.А. Николаевой, Б.Ш. Окуджавы, Р.И. Рождественского, В.Н. Соколова, А.А.
Тарковского, О.Г. Чухонцева и других.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение одного из
драматургов по выбору). Например, А.Н. Арбузов «Иркутская история», «Жестокие игры», А.М.
Володин «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», В.С. Розов «Гнездо глухаря», М.М. Рощин
«Валентин и Валентина», «Спешите делать добро» и других.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее двух произведений по выбору). Например, рассказ
Ю. Рытхэу «Хранитель огня», роман «Сон в начале тумана»; повести Ю. Шесталова «Синий ветер
каслания», «Когда качало меня солнце» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М.
Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее двух произведений по выбору). Например, произведения
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», У. Голдинга «Повелитель мух», Э.М. Ремарка «На
западном фронте без перемен», «Три товарища», Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Г. Уэллса
«Машина времени», Э. Хемингуэя «Старик и море», «Прощай, оружие», А. Франк «Дневник Анны
Франк» и другие.
Зарубежная поэзия XX века (не менее трёх стихотворений одного из поэтов по выбору).
Например, стихотворения Г. Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, P. M. Рильке, Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века (одно произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта
«Мамаша Кураж и ее дети», М. Метерлинка «Синяя птица», Д. Пристли «Визит инспектора», О.
Уайльда «Идеальный муж», Т. Уильямса «Трамвай «Желание», Б. Шоу «Пигмалион»
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного
образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и
детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за
его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные
нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной
литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том
числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбия, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в
процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской
деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем, представленных в художественной литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего
общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего общего
образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения; обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
обладать видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразования и применения в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на
уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку
зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во
внеурочной деятельности по литературе;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во внеурочной
деятельности по предмету;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение
литературных произведений, и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной литературе;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе
в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и
проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
Предметные результаты
11 КЛАСС
1) Осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни,
идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную
историческую эпоху (конец XIX –начало XXI века); включение в культурно-языковое пространство
русской и мировой культуры через умение соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии
общества; воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежной
литературы и литератур народов России, и самооценка собственного интеллектуально-нравственного
уровня;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места русской
литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной
классической и современной литературы, литератур народов России (конец XIX–начало XXI века),
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой литературы;
5) сформированность умений самостоятельно определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять
связь литературных произведений конца XIX–начала XXI века со временем написания, с
современностью и традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
6) способность самостоятельно выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных
и письменных высказываниях, участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение
устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и
зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать собственные читательские впечатления и аргументировать своё
мнение;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественного
произведения в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём
смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий
(в дополнение к изученным в основной школе);
10) владение комплексным филологическим анализом художественного текста; осмысление
функциональной роли теоретико-литературных понятий, в том числе:
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция и
новаторство; авторский замысел и его воплощение; миф и литература; историзм, народность;
художественное время и пространство; поэтика; историко-литературный процесс; литературные
направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм; авангард; литературный манифест; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;
внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы стихосложения
(тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные
образы» в литературе; беллетристика, массовая литература, сетевая литература; взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
11) понимание и осмысленное использование терминологического аппарата современного
литературоведения, а также элементов искусствоведения, театроведения, киноведения в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной литературы и литературной критики;
12) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,
театр, кино, музыка и др.);
13) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы; умение
применять их в речевой практике; умение анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию, и выявлять их смыслообразующую роль;
14) сформированность представлений о стилях художественной литературы разных эпох,
литературных направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле;
15) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного, информационной
переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также
сочинений различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского литературного
языка;
16) владение умениями учебно-исследовательской деятельности историко- и теоретиколитературного характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования и
редактирования собственных и чужих текстов;
17) сформированность представлений об основных направлениях литературной критики, о
современных подходах к анализу художественного текста в литературоведении; умение создавать
собственные литературно-критические произведения на основе прочитанных художественных
текстов;
18) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве (поиск, анализ, отбор, структурирование, презентация информации), оптимально
использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем .
3.Тематическое планирование
11 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Резервный урок. Литературный
процесс и социально-политические
особенности эпохи, культура,
научно-технический прогресс
1
2
Основные этапы жизни и творчества
А.И.Куприна. Повесть «Поединок».
Сюжет, проблематика произведения
1
3
Повесть «Поединок».
«Человековедение» А. И. Куприна.
Художественное мастерство
писателя.
1
4
Произведения А. И. Куприна о
любви. Сюжет, нравственнофилософский смысл произведения
"Гранатовый браслет", "Олеся"
1
5
Система персонажей произведения
"Гранатовый браслет", "Олеся". Роль
деталей в психологической
обрисовке характеров и ситуаций
1
6
Основные этапы жизни и творчества
Л.Н.Андреева. На перепутьях
реализма и модернизма
1
Контрольные
работы
Практически
е работы
7
Тема рока в произведениях Л. Н.
Андреева. Сюжет, проблематика
рассказа. Трагическое
мироощущение автора
1
8
Христианские образы и мотивы в
произведениях Андреева.
Своеобразие стиля, выразительность
и экспрессивность художественной
детали
1
9
Основные этапы жизни и творчества
М.Горького. Романтический пафос и
суровая правда ранних рассказов
писателя. Протест героя-одиночки
против «бескрылого» существования,
«пустыря в душе»
1
10
Человек и история в творчестве М.
Горького. Новый герой
реалистической литературы - человек
как творец истории
1
11
Социально-философская драма «На
дне». История создания, смысл
названия произведения
1
12
Тематика, проблематика, система
образов драмы «На дне»
1
13
«Три правды» в пьесе «На дне» и их
трагическое столкновение
1
14
Новаторство Горького- драматурга.
Сценическая судьба пьесы «На дне»
1
15
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по
творчеству М.Горького
1
16
Серебряный век русской литературы.
Эстетические программы
модернистских объединений.
Символизм. Стихотворения поэтовсимволистов
1
17
Акмеизм. Основные темы и мотивы
лирики поэтов-акмеистов.
Художественные особенности
крестьянских поэтов
1
18
Футуризм. Основные темы и мотивы,
композиция и язык произведений
поэтов-футуристов
1
19
Развитие речи. Анализ лирического
произведения поэтов Серебряного
1
века (по выбору)
20
Основные этапы жизни и творчества
И.А.Бунина. Философская и
психологическая насыщенность
лирики
1
21
Тема любви в произведениях
И.А.Бунина. Образ Родины
1
22
Социально-философская
проблематика рассказов И.А.Бунина
1
23
Поэтика «остывших» усадеб и
лирических воспоминаний в
произведениях И.А.Бунина
1
24
Роль художественной детали.
Символика бунинской прозы.
Своеобразие художественной
манеры И.А. Бунина
1
25
Книга очерков «Окаянные дни»
(фрагменты) как вершина
публицистики И. А. Бунина
1
26
Основные этапы жизни и творчества
А.А.Блока. Поэт и символизм.
Разнообразие мотивов лирики. Образ
Прекрасной Дамы в поэзии
А.А.Блока
1
27
Образ «страшного мира» в лирике
А.А.Блока. Тема Родины
1
28
Особенности образного языка
А.А.Блока
1
29
Поэт и революция. Поэма
«Двенадцать»: история создания,
многоплановость, сложность
художественного мира поэмы
1
30
Герои поэмы «Двенадцать», сюжет,
композиция, многозначность финала
1
31
Художественное своеобразие языка
поэмы «Двенадцать»
1
32
Подготовка к презентации проекта
по литературе начала ХХ века
1
33
Защита презентации проекта по
литературе начала ХХ века
1
34
Основные этапы жизни и творчества
Н.С.Гумилева. Герой-маска в ранней
поэзии Н.С.Гумилева
1
35
«Экзотический колорит»
1
лирического эпоса Н. С. Гумилева
36
Темы истории и судьбы, творчества и
творца в лирике Н. С. Гумилева
1
37
Основные этапы жизни и творчества
В.В.Маяковского. Новаторство
поэтики Маяковского. Лирический
герой ранних произведений поэта
1
38
Поэт и революция. Сатира в
стихотворениях В.В. Маяковского
1
39
Своеобразие любовной лирики В.В.
Маяковского
1
40
Художественный мир поэмы
В.В.Маяковского «Облако в штанах»
1
41
Сюжетно-композиционная основа
поэмы «Облако в штанах»
1
42
Диалог с потомками, лирическая
исповедь поэта-гражданина в поэме
«Во весь голос. Первое вступление в
поэму»
1
43
Основные этапы жизни и творчества
С.А. Есенина. Особенности лирики
поэта и многообразие тематики
стихотворений
1
44
Тема России и родного дома в
лирике С.А.Есенина. Природа и
человек в произведениях поэта
1
45
Своебразие любовной лирики
С.А.Есенина
1
46
История создания поэмы "Черный
человек". Тема и проблематика
поэмы
1
47
Жанр и композиция поэмы "Черный
человек"
1
48
Художественное своеобразие поэмы
"Черный человек"
1
49
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению по лирике
А.А.Блока, С.Н. Гумилева,
В.В.Маяковского, С.А.Есенина
1
50
Страницы жизни и творчества
О.Э.Мандельштама. Основные
мотивы лирики поэта,
философичность его поэзии
1
51
Исторические и литературные
1
образы в поэзии О.Э.Мандельштама
52
Художественное своеобразие поэзии
О.Э.Мандельштама
1
53
Символика цвета, ритмикоинтонационное многообразие лирики
поэта О.Э.Мандельштама
1
54
Страницы жизни и творчества
М.И.Цветаевой. Многообразие
тематики и проблематики в лирике
поэта
1
55
Уникальность поэтического голоса
М.И.Цветаевой. Искренность
лирического монолога-исповеди
1
56
Конфликт быта и бытия, времени и
вечности. Необычность образа
лирического героя М.И.Цветаевой
1
57
Тема Родины в произведениях
разных лет. Образно-стилистические
черты поэзии М.И. Цветаевой
1
58
Очерк «Мой Пушкин» как
автобиографическое эссе
1
59
Основные этапы жизни и творчества
А.А.Ахматовой. Многообразие
таматики лирики. Любовь как
всепоглощающее чувство в лирике
поэта
1
60
Любовь как всепоглощающее
чувство в лирике А.А.Ахматовой
1
61
Гражданский пафос лирики
А.А.Ахматовой. Тема Родины и
судьбы в творчестве поэта
1
62
История создания поэмы
А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия
народа и поэта. Смысл названия
1
63
Библейские мотивы в поэме
"Реквием"
1
64
Широта эпического обобщения в
поэме "Реквием". Художественное
своеобразие произведения
1
65
Развитие речи. Подготовка к
контрольной работе ответы на
проблемный вопрос, сочинение,
тесты по литературе первой
половины ХХ века
1
66
Контрольная работа письменные
ответы, сочинение, тесты по
литературе первой половины ХХ
века
1
67
Жизнь и творчество Е. И. Замятина.
История создания, сюжет и
композиция антиутопии «Мы»
1
68
«Мы»: черты антиутопии как жанра.
Язык и тип сознания граждан
Единого Государства.
1
69
Герой антиутопии и центральный
конфликт романа «Мы».
Философская проблематика романа,
его образная система
1
70
Страницы жизни и творчества
Н.Островского. История создания,
идейно-художественное своеобразие
романа «Как закалялась сталь»
1
71
Образ Павки Корчагина как символ
мужества, героизма и силы духа
1
72
Основные этапы жизни и творчества
М.А.Шолохова. История создания
шолоховского эпоса. Особенности
жанра
1
73
Система образов в романе-эпопее
«Тихий Дон». Тема семьи.
Нравственные ценности казачеества
1
74
Трагедия целого народа и судьба
одного человека.Проблема
гуманизма в романе-эпопее «Тихий
Дон»
1
75
Женские судьбы в романе-эпопее
«Тихий Дон»
1
76
Развитие речи. Анализ эпизода
романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий
Дон»
1
77
Роль пейзажа в произведении «Тихий
Дон». Особенности языка романа
1
78
Традиции Л. Н. Толстого в прозе М.
А. Шолохова
1
79
Жизненный и творческий путь В. В.
Набокова. Тема утраченного рая,
эмиграции, родины в творчестве
писателя
1
1
80
Сюжет произведения, конфликт,
система образов одно произведение
по выбору, например, «Облако,
озеро, башня», «Весна в Фиальте»,
«Машенька», «Защита Лужина»,
«Дар» и др.
1
81
Основные этапы жизни и творчества
М.М.Булгакова. Тематика,
проблематика произведений М. А.
Булгакова
1
82
История создания романа «Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита»
(один роман по выбору).
Своеобразие жанра и композиции.
Многомерность исторического
пространства в романе
1
83
Проблема выбора нравственной и
гражданской позиции в романе
«Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита»
1
84
Тема любви и семьи в романе «Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита»
1
85
Система персонажей в романе «Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита».
1
86
Эпическая широта изображенной
панорамы и лиризм размышлений
повествователя. Смысл финала
романа «Белая гвардия», «Мастер и
Маргарита»
1
87
Жизненная правда и символизм в
произведениях М. А. Булгакова.
(одно произведение по выбору).
Например, рассказы из книги
«Записки юного врача», «Записки на
манжетах», «Дни Турбиных», «Бег»
и др.
1
88
Развитие речи. Подготовка к
домашнему сочинению на
литературную тему по творчеству М.
А. Булгакова
1
89
Картины жизни и творчества А.П.
Платонова. Утопические идеи
произведений писателя
1
90
Особый тип платоновского героя
1
91
Высокий пафос и острая сатира
1
произведений А.П.Платонова
92
Самобытность языка и стиля А.П.
Платонова
1
93
Подготовка
индивидуального/коллективного
учебного проекта по прозе первой
половины ХХ века
1
94
Презентация
индивидуального/коллективного
учебного проекта по прозе первой
половины ХХ века
1
95
Страницы жизни и творчества
А.Т.Твардовского. Тематика и
пробематика произведений автора
1
96
Поэт и время. Основные мотивы
лирики А.Т.Твардовского
1
97
Тема Великой Отечественной войны
в творчестве А.Т.Твардовского
1
98
Поэма «По праву памяти». Тема
памяти . Доверительность и
исповедальность лирической
интонации поэта
1
99
Тема Великой Отечественной войны
в прозе (обзор). Человек на войне
1
100
Историческая правда
художественных произведений о
Великой Отечественной войне.
Своеобразие «лейтенантской» прозы
1
101
Героизм и мужество защитников
Отечества. Традиции реалистической
прозы о войне в русской литературе
1
102
Человек в условиях духовнонравственного выбора в
произведения о Великой
отечественной войне
1
103
Патриотический и гуманистический
пафос произведений о Великой
Отечественной войне
1
104
Система образов в романе «Молодая
гвардия». Героизм и мужество
молодогвардейцев
1
105
Страницы жизни и творчества
А.А.Фадеева. История созданя
романа «Молодая гвардия».
1
Жизненная правда и
художественный вымысел
106
В.О.Богомолов "В августе сорок
четвертого". Мужество и героизм
защитников Родины
1
107
Тема Великой Отечественной войны
в поэзии (обзор). Проблема
исторической памяти в лирических
произведениях о Великой
Отечественной войне
1
108
Патриотический пафос поэзии о
Великой Отечественной войне и ее
художественное своеобразие
1
109
Поэтическое и философское
осмысление трагических событий
Великой Отечественной войны
1
110
Тема Великой Отечественной войны
в драматургии. Художественное
своеобразие и сценическое
воплощение драматических
произведений. Одно произведение по
выбору, например, В. С. Розов.
«Вечно живые», К. М. Симонов.
«Русские люди» и др.
1
111
Внеклассное чтение. «Страницы,
опаленные войной» по
произведениям о Великой
Отечественной войне
1
112
Основные этапы и жизни и
творчества Б.Л.Пастернака. Тематика
и проблематика лирики поэта
1
113
Тема поэта и поэзии в творчестве
Б.Л.Пастернака
1
114
Любовная лирика в творчестве
Б.Л.Пастернака
1
115
Тема человека и природы.
Философская глубина лирики
Б.Л.Пастернака
1
116
Развитие речи. Анализ лирического
произведения Б.Л.Пастернака по
выбору
1
117
Жанровое своеобразие романа
"Доктор Живаго". Тематика и
проблематика произведения
1
118
Нравственные искания главного
героя романа "Доктор Живаго"
1
119
Основные этапы жизни и творчества
А. В. Вампилова. Проблематика,
основной конфликт и система
образов в пьесе (не менее одной по
выбору). Например,«Старший сын»,
«Утиная охота» и др.
1
120
Развитие художественных открытий
психологической драматургии в
пьесе А.В. Вампилова (не менее
одной по выбору).
Например,«Старший сын», «Утиная
охота» и др.
1
121
Смысл финала пьесы (не менее
одной по выбору). Например,
«Старший сын», «Утиная охота» и
др.
1
122
Основные этапы жизни и творчества
А.И.Солженицына. Автобиографизм
прозы писателя
1
123
Своеобразие раскрытия «лагерной»
темы. Рассказ «Один день Ивана
Денисовича». Творческая судьба
произведения
1
124
Человек и история страны в
контексте трагической эпохи в книге
А. И. Солженицына «Архипелаг
ГУЛАГ»
1
125
Тематика и проблематика
произведений А. И. Солженицына из
цикла "Крохотки"
1
126
Презентация проекта по литературе
второй половины ХХ века
1
127
Страницы жизни и творчества
В.М.Шукшина. Своеобразие прозы
писателя
1
128
Тема города и деревни в рассказах
В.М.Шукшина
1
129
Нравственные искания героев.
Своеобразие «чудаковатых»
персонажей В.М.Шукшина
1
130
Сочетание внешней занимательности
и глубины психологического анализа
в произведениях В.М.Шукшина
1
131
Страницы жизни и творчества В.
Г.Распутина. Изображение
патриархальной русской деревни
1
132
Тема памяти и преемственности
поколений в творчестве
В.Г.Распутина
1
133
Взаимосвязь нравственных и
экологических проблем в
произведениях В.Г.Распутина
1
134
Страницы жизни и творчества
Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике
поэта
1
135
Философия покоя в лирике
Н.М.Рубцова. Драматизм,
трагедийность мироощущения поэта
и его тяга к гармонии
1
136
Одухотворённая красота природы в
лирике Н.М.Рубцова. Задушевность
и музыкальность поэтического слова
Н.М.Рубцова
1
137
Основные этапы жизни и творчества
И.А.Бродского. Основные темы
лирических произведений поэта
1
138
Тема памяти. Философские мотивы в
лирике И.А.Бродского
1
139
Тема любви в лирике поэта
И.А.Бродского
1
140
Своебразие поэтического мышления
и языка И.А.Бродского
1
141
Развитие речи. Анализ лирического
прозведения второй половины ХХ
века
1
142
Личность и творческая судьба
В.С.Высоцкого. Пафос
нравственного противостояния,
трагического стоицизма в лирике В.
С. Высоцкого
1
143
Поэзия экстремальных ситуаций В.
С. Высоцкого. Пространственные
координаты лирики. Устойчивые
образы, система контрастов
1
144
Эволюция песенно-поэтического
творчества В.С.Высоцкого от
бытовых и сатирических
1
произведений к лирикофилософским размышлениям о
законах бытия
145
Страницы жизни и творчества
писателей второй половины ХХ начала ХХI века. Проблематика
произведений. "Деревенская проза"
1
146
Нравственные искания героев
произведений писателей второй
половины ХХ - начала ХХI века
1
147
Проблема утраты человеческого в
человеке в прозе второй половины
ХХ - начала ХХI века
1
148
Дом и семья как составляющие
национального мира в прозе второй
половины ХХ - начала ХХI века.
Система персонажей. Своеобразие
художественного пространства. Роль
символики.
1
149
Разнообразие повествовательных
форм в изображении писателями
второй половины ХХ - начала ХХI
века жизни современного общества
1
150
Страницы жизни и творчества поэта
Б.А. Ахмадулиной, О.Ф. Берггольц,
Ю.И. Визбора, А.А. Вознесенского,
Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого,
Ю.П. Кузнецова, А.С. Кушнера, Л.Н.
Мартынова, О.А. Николаевой, Б.Ш.
Окуджавы, Р.И. Рождественского,
В.Н. Соколова, А.А. Тарковского,
О.Г. Чухонцева (и др.) Тематика и
проблематика лирики поэта
1
151
Публицистический характер лирики
второй половины XX — начала XXI
века
1
152
Мотив возвращения к истокам в
поэзии второй половины XX —
начала XXI века. Тревога за судьбы
мира. Обращение к традициям
русской поэзии XIX века
1
153
Художественные приемы и
особенности поэтического языка
поэта
1
154
Особенности драматургии второй
1
половины ХХ - начала ХХI веков.
Основные темы и проблемы
155
Развитие социальнопсихологической драмы во второй
половины ХХ - начала ХХI веков
1
156
Авангардные тенденции в
драматургии второй половины ХХ начала ХХI веков. Приемы гротеска,
фантастики, сна,
фантасмагорической реальности
1
157
Развитие художественных открытий
психологической драматургии
второй половины ХХ - начала ХХI
веков в пьесах «новой волны»
1
158
Контрольная работа письменные
ответы, сочинение, тесты по
литературе второй половины ХХ
века
1
159
Литература народов России.
Страницы жизни и творчества
Ю.Рытхэу, Ю.Н.Шесталова и др.
Художественное произведение в
историко-культурном контексте
1
160
Тематика, проблематика
произведения Ю. Рытхэу «Хранитель
огня», роман «Сон в начале тумана»,
повести Ю. Н. Шесталова «Синий
ветер каслания», «Когда качало меня
солнце» и др.
1
161
Страницы жизни и творчества Г.
Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М.
Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева
и др. Лирический герой в
современном мире
1
162
Разнообразие тем и проблем в
зарубежной прозе ХХ века.
Страницы жизни и творчества
писателя. Творческая история
произведения
1
163
Проблематика и сюжет произведений
зарубежной прозы ХХ века.
Специфика жанра и композиции.
Система образов
1
164
Обзор европейской поэзии XX века.
Основные направления. Проблемы
1
1
самопознания, нравственного выбора
165
Тематика, проблематика лирических
произведений зарубежной поэзии XX
века
1
166
Обзор зарубежной драматургии ХХ
века (одно произведение по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша
Кураж и ее дети», М. Метерлинка
«Синяя птица», Д. Пристли «Визит
инспектора», О. Уайльда
«Идеальный муж», Т. Уильямса
«Трамвай «Желание», Б. Шоу
«Пигмалион» и другие.
1
167
Сюжет пьесы на выбор - Б. Брехта
«Мамаша Кураж и ее дети», М.
Метерлинка «Синяя птица», Д.
Пристли «Визит инспектора», О.
Уайльда «Идеальный муж», Т.
Уильямса «Трамвай «Желание», Б.
Шоу «Пигмалион» и другие.
Своеобразие конфликта в пьесе.
Система образов
1
168
Внеклассное чтение по зарубежной
литературе ХХ в.
1
169
Презентация проекта по литературе
второй половины ХХ - начала ХXI
веков
1
170
Резервный урок. Обобщающий урок
по литературе ХХ - начала XXI
веков: "«По страницам любимых
книг»"
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
2
0