Кузнецова
Елена
Анатольевн
а
Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: C=RU, OU=директор, O=МБОУ СШ
№ 3 г.Котово, CN=Кузнецова Елена
Анатольевна, E=ktv_sh3@volganet.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: Волгоградская
область, г. Котово, улица Ленина, дом
89
Дата: 2025-10-07 19:02:13
Foxit Reader Версия: 9.6.0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы психолого-педагогического класса (далее
Программы) по содержанию является психолого-педагогической; по функциональному
предназначению – предпрофессиональной; по форме организации – групповой; по времени
реализации – двухгодичной.
Программа разработана с учетом содержания и требований программ профессиональной
подготовки в учебных заведениях педагогического профиля, а также с учетом требований к
программам для общеобразовательных школ.
Новизна и актуальность. Отличительные особенности данной Программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что Программа предполагает сетевую
форму реализации с использованием инновационных методов информатизации
педагогического процесса.
Практические очные занятия по Программе связаны с усвоением теоретических знаний,
получаемых на онлайн-занятиях через возможность их практического осмысления, анализ
педагогических текстов, художественных произведений, видеоматериалов, выполнение
творческих заданий написание педагогических эссе, создание презентаций, разработку
авторских творческих проектов.
В структуру программы входят два содержательных блока: психолого-педагогический
(1-й год обучения), волонтерские проекты (2-й год обучения).
Актуальность Программы обусловлена тем, что в настоящее время возрастают
требования к образовательной и исследовательской активности учащихся. К числу наиболее
актуальных проблем относится также проблема выявления одаренных и способных в
различных областях знаний детей. Профильное обучение в подготовке старшеклассников к
педагогической профессии актуализирует поиск и своевременное сопровождение учащихся,
сделавших свой профессиональный выбор.
Программа рассчитана на обучающихся, осваивающих образовательную программу
основного общего, среднего общего или среднего профессионального образования.
Программа направлена на:
● создание условий для развития личности и профессиональной ориентации
обучающихся;
● развитие мотивации к познанию и творчеству в области психологии и педагогики;
● создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающихся;
● интеллектуальное и духовное развития личности обучающихся.
Педагогическая целесообразность. Предлагаемые в Программе проектные и сетевые
информационные средства наиболее действенны для детей 14-17 лет. Эти средства расширяют
возможности образовательного взаимодействия до рамок сообщества «Ученик – учитель –
преподаватель педагогического вуза». Таким образом, будет достигнута цель интегрирования
учащихся психолого-педагогического класса в вузовскую среду.
Целью Программы является формирование у обучающихся базовых знаний и умений в
области педагогики и психологии, воспитание у них гуманитарной направленности,
профессиональные педагогические пробы в ходе реализации волонтерских проектов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1)
формирование профессиональной направленности личности;
2)
формирование интереса к педагогической профессии;
3)
формирование профессиональной готовности к решению задач воспитательной
деятельности в образовательном процессе школы;
4)
знакомство с педагогическими и психологическими знаниями;
5)
развитие творческих умений;
6)
формирование основ проектной деятельности;
7)
формирование готовности к осуществлению профессиональной деятельности в
открытом информационном пространстве.
Режим занятий.
Объем Программы: 1-й год – 34 ч.; 2-й год – 34 ч.
Формы занятий:
● по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная, групповая;
● по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – семинар,
лабораторная работа, мастерская, конкурс, дистанционное сетевое взаимодействие,
волонтерский проект;
● по дидактической цели – вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю
знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Слушатель будет знать:
● основы педагогических знаний;
● основы психологических знаний;
● возможности применения педагогических знаний в современной жизни;
● возможности и риски применения современных информационно- коммуникационных
технологий при осуществлении профессиональной деятельности учащихся;
● основные принципы организации совместно-распределенной деятельности в
открытом информационном пространстве.
Слушатель будет уметь:
● определять основные категории педагогики и психологии;
● понимать значение педагогических знаний в развитии общества;
● выстраивать эффективное педагогическое взаимодействие;
● использовать педагогические знания в жизни;
● пользоваться ресурсами телекоммуникационных сетей в целях эффективного
осуществления профессиональной деятельности;
Слушатель будет владеть:
● приемами целеполагания;
● средствами оценки эффективности собственной деятельности;
● инструментами совместной работы в телекоммуникационных сетях.
Формы и методы контроля.
Текущий контроль осуществляется по каждому занятию Программы с использованием
следующих методов контроля:
● экспертная оценка педагогами-кураторами ответов, дополнений, результатов работы
с кейсами, выполнения самодиагностики, творческих заданий обучающихся на очных
занятиях;
● тестирование обучающихся с применением автоматизированной обработки
результатов;
● оценка результатов выполнения заданий в онлайн-занятии;
● оценка результатов реализации волонтерских проектов.
Промежуточный контроль осуществляется по окончанию первого года обучения,
формируется по результатам текущего контроля и определяет возможность зачисления на
второй год обучения в соответствии со следующими критериями:
● положительная
экспертная
оценка
педагогами-кураторами
деятельности
обучающихся в первый год обучения;
● не менее 60% от максимально возможного количества баллов за первый год обучения;
● выполнение всех волонтерских проектов первого года.
Итоговый контроль осуществляется по окончанию второго года обучения формируется
по результатам текущего контроля за весь период обучения и определяет оценку качества
освоения Программы в соответствии со следующими критериями:
● положительная
экспертная
оценка
педагогами-кураторами
деятельности
обучающихся за весь период обучения;
● не менее 60% от максимально возможного количества баллов за весь период
обучения;
● выполнение всех волонтерских проектов Программы.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Форма обучения – очная на базе образовательной организации с использованием
онлайн-занятий, размещенных на образовательной платформе ВГСПУ (dist.miroznai.ru).
Доступ к онлайн-занятиям осуществляется в свободном режиме, учебный материал доступен
в режиме 24/7. Программа реализуется с 01 сентября по 31 мая текущего учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Психолого-педагогический блок (1-й год обучения)
№
пп
1
Тема занятия
Вводное занятие
Количество
часов
1
2
Самооценка человека
1
3
Диагностика самооценки
1
4
Развитие самооценки
1
5
Темперамент
1
6
Характер
1
7
Кризисы развития человека
1
8
Подростковый кризис
1
9
Особенности развития личности подростка
1
10
Взаимоотношения в малой группе
1
11
Групповое давление
1
12
Деструктивные отношения в группе
1
13
Разработка классного мероприятия
1
14
Апробация классного мероприятия
1
15
Проведение классного мероприятия
1
16
Анализ классного мероприятия
1
17
История педагогики
1
18
Современные зарубежные школы
1
19
Инновационные школы России
1
20
Педагогическое общение
1
21
Психология педагогической оценки
1
22
Практика педагогического оценивания
1
23
Структура педагогической деятельности
1
24
Профессионально значимые качества педагога
1
25
Конфликты в межличностных отношениях
1
26
Стратегии поведения в конфликтах
1
27
Разрешение межличностных конфликтов
1
28
Волонтерские практики
1
29
Эффективный классный руководитель
1
30
Разработка школьного мероприятия
1
31
Апробация школьного мероприятия
1
32
Проведение школьного мероприятия
1
33
Анализ школьного мероприятия
1
34
Заключительное занятие
1
ИТОГО
34
Волонтерские проекты (2-й год обучения)
№
пп
1.
Тема занятия
Планирование и подготовка волонтерских проектов
Количество
часов
1
2.
Разработка и реализация волонтерских проектов
1
3.
Волонтерский проект в дистанционном формате
1
4.
Экологическое воспитание
1
5.
Описание экологического волонтерского проекта
1
6.
Презентационное мероприятие экологического волонтерского проекта
1
7.
Формирование группы волонтеров экологического волонтерского
проекта
1
8.
Реализация экологического волонтерского проекта
4
9.
Обсуждение и презентация результатов экологического волонтерского
проекта
1
10.
Подведение итогов экологического волонтерского проекта
1
11.
Нравственное воспитание
1
12.
Описание социального волонтерского проекта
1
13.
Презентационное мероприятие социального волонтерского проекта
1
14.
Формирование группы волонтеров социального волонтерского проекта
1
15.
Реализация социального волонтерского проекта
4
16.
Обсуждение и презентация результатов социального волонтерского
проекта
1
17.
Подведение итогов социального волонтерского проекта
1
18.
Патриотическое воспитание
1
19.
Описание патриотического волонтерского проекта
1
20.
Презентационное мероприятие патриотического волонтерского проекта
1
21.
Формирование группы волонтеров патриотического волонтерского
проекта
1
22.
Реализация патриотического волонтерского проекта
4
23.
Обсуждение и презентация результатов патриотического волонтерского
проекта
1
24.
Подведение итогов патриотического волонтерского проекта
1
25.
Заключительное занятие
1
ИТОГО
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Психолого-педагогический блок (1-й год обучения)
Вводное занятие (1 час)
Понятие «психолого-педагогический класс» (далее ППК), история их развития в
России, цели и предназначение ППК. Структура программы ППК: онлайн-неделя и очное
занятие, основы психологических и педагогических знаний, профессиональные пробы в
форме волонтерских проектов. Анализ программы воспитания образовательной организации,
планирование волонтерских проектов. Электронная волонтерская книжка, волонтерские часы,
подача заявок на реализацию волонтерских проектов на платформе Ассоциации волонтерских
центров (dobro.ru).
Самооценка человека (1 час)
Понятие самооценки. Механизмы ее формирования. Виды самооценки. Самооценка и
уровень притязаний личности. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих различные виды
самооценки личности, их влияние на различные сферы жизнедеятельности человека.
Диагностика самооценки (1 час)
Самодиагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн для подростков и
юношей. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих виды самооценки. Анализ результатов
самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Развитие самооценки (1 час):
Структура самооценки. Развитие самооценки. Способы формирования и развития
адекватной положительной самооценки. Самоуважение. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих путь формирования и развития адекватной положительной самооценки.
Разработка приемов и рекомендаций развития самоуважения. Анализ результатов самооценки
знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Темперамент (1 час):
Понятие «темперамент». Физиологическая основа темперамента. Типы темперамента:
холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Психические свойства темперамента:
активность, моторика, эмоциональность. Самодиагностика типа темперамента по методике Г.
Айзенка. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих разные типы темперамента.
Характер (1 час):
Понятие «характер». Сходства и различия темперамента и характера. Механизм
формирования
характера.
Акцентуации
характера.
Анализ
видеоматериалов,
иллюстрирующих разные типы акцентуации характера. Разработка рекомендаций по
обучению и воспитанию школьников с разными типами темперамента. Анализ результатов
самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Кризисы развития человека (1 час):
Понятие кризисов развития. Знакомство с понятиями темпа, динамики и факторов
развития человека. Характеристика показателей развития в период ранних кризисов развития
человека: кризиса новорожденности, кризиса 1 года. Характеристика развития ребенка в
кризисе 3-х лет. Психологическое содержание кризиса 7 лет, положительный и отрицательный
смысл преобразований в личности ребенка в этот период. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих психологический смысл кризисов развития человека. Анализ поведения
ребенка и конструктивного взаимодействия взрослых с ним в этот период. Анализ результатов
самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Подростковый кризис (1 час):
Основные черты подросткового кризиса, его причины. Положительный и
отрицательный смысл преобразований в личности ребенка в этот период. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих психологический смысл подросткового кризиса. Анализ
поведения ребенка и конструктивного взаимодействия взрослых с ним в этот период. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Особенности развития личности подростка (1 час):
Социальная ситуация развития подростка. Ведущая деятельность и новообразования
подростка. Самосознание подростка. Общение со сверстниками и взрослыми. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих психологический смысл подросткового кризиса. Анализ
поведения подростка и конструктивного взаимодействия взрослых с ним в этот период.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Взаимоотношения в малой группе (1 час):
Понятие малой группы и ее признаки. Групповая динамика. Нормативное влияние в
группе: конформизм, негативизм, нонконформизм, внушаемость, коллективистическое
самоопределение. Эксперимент Соломона Аша. Факторы, влияющие на конформное
поведение.
Групповое давление (1 час):
Проявление группового давления в школьном классе. Школьная травля как
специфическое проявление группового давления. Помощь ребенку в ситуации травли. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих проявления группового давления в школьном классе.
Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Деструктивные отношения в группе (1 час):
Школьная травля как деструктивное проявление группового давления. Причины
возникновения школьной травли. Помощь ребенку в ситуации школьной травли. Работа
педагога с деструктивными проявлениями группового давления в школьном классе. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Разработка классного мероприятия (1 час):
Разработка сценария классного мероприятия, планирование структуры мотивационной
речи для его участников, подбор теоретического материала, иллюстраций, подготовка файла
компьютерной презентации, разработка практических заданий, заданий для самоконтроля и
самооценки. Знакомство со сценариями классных мероприятий других обучающихся ППК, их
анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Апробация классного мероприятия (1 час):
Методические рекомендации по организации взаимодействия школьников на классном
мероприятии. Проведение классных мероприятий (или их элементов) обучающимися ППК в
своих группах, их анализ и обсуждение, анализ типичных ошибок, формулирование
рекомендаций по улучшению мероприятий.
Проведение классного мероприятия (1 час):
Проведение обучающимися ППК классных мероприятий в выбранных классах в
соответствии с разработанными сценариями.
Анализ классного мероприятия (1 час):
Анализ эффективности проведенного мероприятия, трудностей, возникших в ходе его
проведения, примеров удачного применения педагогических методов и приемов. Выводы и
рекомендации по доработке сценариев и по организации собственной педагогической
деятельности.
История педагогики (1 час):
Особенности организации образовательного процесса в различные исторические
эпохи. Воспитание в первобытном обществе. Воспитание, образование и зарождение
педагогической мысли в Древнем мире. Воспитание, образование и педагогическая мысль в
период Средневековья. Педагогика Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения.
Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XIX в. Воспитание, образование и
педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII в. Разбор вопросов
обучающихся по теме занятия.
Современные зарубежные школы (1 час):
Характеристика современных зарубежных школ. Особенности организации
образовательного процесса, внеурочной деятельности в зарубежных школах. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих различие образовательных систем зарубежья. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Инновационные школы России (1 час):
Характеристика понятия «инновационная школа». Особенности организации
образовательного процесса в адаптивной школе Е.А. Ямбурга. Специфика обучения в школе
отца Петра (Василенко) в Свято-Алексеевской пустыни. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих проблемы традиционной школы, идеи обучения и воспитания в авторских
школах. Составление структурной модели, отражающей характерные черты авторских школ:
Е.А. Ямбурга и отца Петра (Василенко) в Свято-Алексеевской пустыни. Анализ результатов
самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Педагогическое общение (1 час):
Понятие «педагогическое общение». Цель и задачи педагогического общения. Средства
педагогического общения (вербальные и невербальные). Стили педагогического общения.
Анализ видеоматериалов и кейсовых заданий, иллюстрирующих проявление вербальных и
невербальных средств и стилей педагогического общения. Анализ результатов самооценки
знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Психология педагогической оценки (1 час):
Понятие «педагогическая оценка». Ее функции. Виды педагогических оценок. Влияние
педагогических оценок на развитие личности и учебной деятельности школьников. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих проявления различных видов педагогических оценок.
Практика педагогического оценивания (1 час):
Анализ кейсов по педагогическому оцениванию: выявление типичных ошибок в
применении разных видов педагогической оценки, обсуждение конструктивных приемов их
использования. Разработка рекомендаций по эффективному применению разных видов
педагогических оценок. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Структура педагогической деятельности (1 час):
Структура педагогической деятельности: конструктивный, организаторский и
коммуникативный компоненты. Виды педагогических способностей: дидактические,
коммуникативные, организаторские. Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих проявления
различных педагогических способностей. Ведущие педагогические способности:
педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность,
педагогический такт, организаторские способности, речевые навыки и их развитие.
Профессионально значимые качества педагога (1 час):
Основные профессионально значимые качества педагога: педагогическая
направленность, эмоционально-волевые и моральные качества. Профессионально значимые
качества личности, необходимые для педагогов, работающих в начальных, средних и старших
классах. Самодиагностика, направленная на выявление склонностей и способностей к
педагогической деятельности. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Конфликты в межличностных отношениях (1 час):
Понятие конфликта. Его функции и структура. Динамика конфликта. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих основные этапы развития конфликта: его начало, фазу
подъема, пик конфликта, фазу спада. Анализ типичных ошибок и конструктивных способов
поведения на каждом этапе конфликта.
Стратегии поведения в конфликтах (1 час):
Основные стратегии поведения в конфликтах: противоборство, уход, компромисс,
уступка, сотрудничество. Самодиагностика ведущей стратегии поведения в конфликтной
ситуации по методике Томаса-Килманна. Анализ профилей стратегий конфликтного
поведения; эффективность, «слабые» стороны. Навыки использования в конфликте стратегий:
противоборства, ухода, компромисса, уступки для достижения сотрудничества. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Разрешение межличностных конфликтов (1 час):
Основные принципы и порядок разрешения конфликтов. Технологии эффективного
общения и рационального поведения в конфликте. Психология переговорного процесса.
Освоение алгоритма анализа конфликтной ситуации, алгоритма ведения переговоров. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Волонтерские практики (1 час):
Понятие о волонтерских практиках. Мотивы участия молодежи в волонтерских
проектах. Типы волонтерских проектов. Этапы создания волонтерского проекта. Анализ
видеоматериалов, иллюстрирующих опыт организации волонтерских практик детей и
взрослых. Разработка идеи и продвижение авторского волонтерского проекта. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Эффективный классный руководитель (1 час):
Понятия «лидерство» и «руководство». Стили классного руководства: директивная и
кооперативная модели. Формирование авторитета педагога-руководителя. Психологические
факторы, определяющие успешность педагогического руководства. Техники и приемы
организации деятельности школьников. Формирование навыков постановки целей,
мотивирующей речи, делегирования функций, осуществления контроля. Освоение алгоритма
предоставления обратной связи. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Разработка школьного мероприятия (1 час):
Разработка
сценария
школьного
мероприятия,
планирование
структуры
мотивационной речи для его участников, подбор теоретического материала, иллюстраций,
подготовка файла компьютерной презентации, разработка практических заданий, заданий для
самоконтроля и самооценки. Знакомство со сценариями школьных мероприятий других
обучающихся ППК, их анализ и обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Апробация школьного мероприятия (1 час):
Методические рекомендации по организации взаимодействия школьников на
школьном мероприятии. Проведение школьных мероприятий (или их элементов)
обучающимися ППК в своих группах, их анализ и обсуждение, анализ типичных ошибок,
формулирование рекомендаций по улучшению мероприятий.
Проведение школьного мероприятия (1 час):
Проведение обучающимися ППК школьных мероприятий в выбранных классах в
соответствии с разработанными сценариями.
Анализ школьного мероприятия (1 час):
Анализ эффективности проведенного мероприятия, трудностей, возникших в ходе его
проведения, примеров удачного применения педагогических методов и приемов. Выводы и
рекомендации по доработке сценариев и по организации собственной педагогической
деятельности.
Заключительное занятие (1 час):
Рефлексия опыта обучения в психолого-педагогическом классе. Анализ ответов на
вопросы анкеты. Мотивирование педклассовцев на продолжение обучения в следующем
учебном году.
Волонтерские проекты (2-й год обучения)
Планирование и подготовка волонтерских проектов (1 час):
Инициирование волонтерского проекта. Команда волонтерского проекта. Создание
команды: техники вовлечения, командообразование. Анализ результатов самооценки знаний
обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Разработка и реализация волонтерских проектов (1 час):
Разработка волонтерского проекта. Реализация волонтерского проекта. Управление
волонтерским проектом. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Волонтерский проект в дистанционном формате (1 час):
Работа команды волонтерского проекта в дистанционном формате. Волонтерские
проекты в дистанционном формате. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся.
Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Экологическое воспитание (1 час):
Понятие «экологическое воспитание». Экологическая культура и ее компоненты.
Мотивация овладения экологической культурой. Формирование экологической культуры.
Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих проявление экологической культуры. Освоение
алгоритма разработки экологического проекта. Анализ результатов самооценки знаний
обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме занятия.
Описание экологического волонтерского проекта (1 час):
Подготовка структуры экологического волонтерского проекта: название проекта,
основная идея, замысел, цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста,
этапы реализации проекта, ожидаемый результат. Оформление описание проекта. Знакомство
с описанием экологических волонтерских проектов других обучающихся ППК, их анализ и
обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Презентационное мероприятие экологического волонтерского проекта (1 час):
Планирование презентационного мероприятия: последовательности изложения
материала, мотивирующих заданий и вопросов с учетом возраста детей, их интересов,
традиций образовательной организации, населенного пункта. Разработка компьютерной
презентации, направленной на структурирование беседы со школьниками. Знакомство с
презентационными материалами других обучающихся ППК, их анализ и обсуждение,
формулирование рекомендаций по доработке.
Формирование группы волонтеров экологического волонтерского проекта (1
час):
Проведение мероприятия по представлению экологического волонтерского проекта
детям выбранного класса. Формирование группы школьников – будущих участников
экологического волонтерского проекта. Согласование способов взаимодействия, плана работы
над проектом, сроков его реализации.
Реализация экологического волонтерского проекта (4 часа):
Реализация основных этапов экологического волонтерского проекта, описание их
содержания, сроков проведения, форм работы, количественных и качественных результатов
проекта.
Обсуждение и презентация результатов экологического волонтерского проекта (1
час):
Обсуждение волонтерской группой реализованного ими экологического проекта.
Публикация в сети Интернет описания основных этапов, сроков проведения, форм работы,
количественных и качественных результатов проекта.
Подведение итогов экологического волонтерского проекта (1 час):
Анализ собственного опыта руководства деятельностью волонтерской группы при
реализации экологического проекта: оценка эффективности приобретенного опыта
педагогического общения и организации деятельности детей более младшего возраста,
использованных в процессе работы педагогических приемов. Анализ и обсуждение опыта
других обучающихся.
Нравственное воспитание (1 час):
Формирование нравственной мотивации – осознание ребенком мотива поступка
(своего поступка или поступка другого человека). Моральный выбор. Виды моральной
регуляции: односторонняя, взаимная, саморегуляция. Этапы развития моральной регуляции:
отрицательная оценка ребенка со стороны других; проявление у ребенка критического
отношения к себе; свободный нравственный выбор. Анализ видеоматериалов,
иллюстрирующих виды и этапы развития моральной регуляции. Анализ поведения ребенка в
ситуации морального выбора. Анализ результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор
вопросов обучающихся по теме занятия.
Описание социального волонтерского проекта (1 час):
Подготовка структуры социального волонтерского проекта: название проекта,
основная идея, замысел, цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста,
этапы реализации проекта, ожидаемый результат. Оформление описание проекта. Знакомство
с описанием социальных волонтерских проектов других обучающихся ППК, их анализ и
обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Презентационное мероприятие социального волонтерского проекта (1 час):
Планирование презентационного мероприятия: последовательности изложения
материала, мотивирующих заданий и вопросов с учетом возраста детей, их интересов,
традиций образовательной организации, населенного пункта. Разработка компьютерной
презентации, направленной на структурирование беседы со школьниками. Знакомство с
презентационными материалами других обучающихся ППК, их анализ и обсуждение,
формулирование рекомендаций по доработке.
Формирование группы волонтеров социального волонтерского проекта (1 час):
Проведение мероприятия по представлению социального волонтерского проекта детям
выбранного класса. Формирование группы школьников – будущих участников социального
волонтерского проекта. Согласование способов взаимодействия, плана работы над проектом,
сроков его реализации.
Реализация социального волонтерского проекта (4 часа):
Реализация основных этапов социального волонтерского проекта, описание их
содержания, сроков проведения, форм работы, количественных и качественных результатов
проекта.
Обсуждение и презентация результатов социальных волонтерских проектов (1
час):
Обсуждение волонтерской группой реализованного ими социального проекта.
Публикация в сети Интернет описания основных этапов, сроков проведения, форм работы,
количественных и качественных результатов проекта.
Подведение итогов социального волонтерского проекта (1 час):
Анализ собственного опыта руководства деятельностью волонтерской группы при
реализации социального проекта: оценка эффективности приобретенного опыта
педагогического общения и организации деятельности детей более младшего возраста,
использованных в процессе работы педагогических приемов. Анализ и обсуждение опыта
других обучающихся.
Патриотическое воспитание (1 час)
Патриотизм – духовная основа национальной безопасности. Патриотическое
содержание государственной и общественной символики. Значимость патриотизма в жизни и
творчестве выдающихся людей России. Семья как субъект патриотического воспитания детей.
Анализ видеоматериалов, иллюстрирующих патриотическое воспитание, его основные
задачи, формирующие патриотическое сознание, патриотические чувства и поведение. Анализ
результатов самооценки знаний обучающихся. Разбор вопросов обучающихся по теме
занятия.
Описание патриотического волонтерского проекта (1 час):
Подготовка структуры патриотического волонтерского проекта: название проекта,
основная идея, замысел, цель и задачи, актуальность темы для детей выбранного возраста,
этапы реализации проекта, ожидаемый результат. Оформление описание проекта. Знакомство
с описанием патриотических волонтерских проектов других обучающихся ППК, их анализ и
обсуждение, формулирование рекомендаций по доработке.
Презентационное мероприятие патриотического волонтерского проекта (1 час):
Планирование презентационного мероприятия: последовательности изложения
материала, мотивирующих заданий и вопросов с учетом возраста детей, их интересов,
традиций образовательной организации, населенного пункта. Разработка компьютерной
презентации, направленной на структурирование беседы со школьниками. Знакомство с
презентационными материалами других обучающихся ППК, их анализ и обсуждение,
формулирование рекомендаций по доработке.
Формирование группы волонтеров патриотического волонтерского проекта (1
час):
Проведение мероприятия по представлению патриотического волонтерского проекта
детям выбранного класса. Формирование группы школьников – будущих участников
патриотического волонтерского проекта. Согласование способов взаимодействия, плана
работы над проектом, сроков его реализации.
Реализация патриотического волонтерского проекта (4 часа):
Реализация основных этапов патриотического волонтерского проекта, описание их
содержания, сроков проведения, форм работы, количественных и качественных результатов
проекта.
Обсуждение и презентация результатов патриотического волонтерского проекта
(1 час):
Обсуждение волонтерской группой реализованного ими патриотического проекта.
Публикация в сети Интернет описания основных этапов, сроков проведения, форм работы,
количественных и качественных результатов проекта.
Подведение итогов патриотического волонтерского проекта (1 час):
Анализ собственного опыта руководства деятельностью волонтерской группы при
реализации патриотического проекта: оценка эффективности приобретенного опыта
педагогического общения и организации деятельности детей более младшего возраста,
использованных в процессе работы педагогических приемов. Анализ и обсуждение опыта
других обучающихся.
Заключительное занятие (1 час):
Рефлексии опыта обучения в психолого-педагогическом классе. Анализ ответов на
вопросы анкеты. Мотивирование педклассовцев на получение профессии учителя и
поступление в ВГСПУ.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка качества освоения Программы осуществляется по результатам итоговой
аттестации, представленной в форме итогового контроля (см. раздел «Формы и методы
контроля»).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Практическая работа на очных занятиях сопровождается педагогом-куратором
психолого-педагогического класса. Для освоения онлайн-занятий Программы необходим
компьютер, планшет или телефон с современным браузером (рекомендуется последняя версия
Google Chrome) и выходом в сеть интернет. Рекомендуемая скорость интернет-соединения 5
Мбит/с (при более медленном соединении возможно снижение качества изображения и звука
видеолекций и перебои, связанные с их загрузкой).
СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Бурякова Татьяна Салаватовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии начального образования ВГСПУ.
Земляков Дмитрий Вячеславович, заведующий научно-исследовательской лаборатории
информационных технологий образования ВГСПУ.
Карпушова Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
психологии профессиональной деятельности ВГСПУ.
Руднева Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социальной педагогики ВГСПУ.
Спиридонова Светлана Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии начального образования ВГСПУ.