Рабочая программа учебного предмета Русский язык 8 класс.Базовый уровень_подписано

Кузнецо
ва
Елена
Анатоль
евна

Подписан: Кузнецова
Елена Анатольевна
DN: OU=Директор,
O=МБОУ СШ №3
г.Котово, CN=Кузнецова
Елена Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение:
Котово
Дата: 2024.09.18 19:54:
15+04'00'
Foxit Reader Версия:
10.1.0

1.Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык. 8 класс»
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
-аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы
текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести
самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план,
пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла,
адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитан- ному, услышанному,
увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов
монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать
жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в
спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) Представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи
языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение
базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная
и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,

орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) Проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный
анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8) Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при
определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать
основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочносуффиксальный, сложение разных ви- дов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их
употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать
литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим
словарём;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова
специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться
орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые
предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и
стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и
предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно
использовать в тексте прямую речь и цитаты, за- менять прямую речь косвенной; интонационно правильно
произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку
соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки
препинания во всех изученных случаях.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык.8 класс»
Функции русского языка в современном мире
Повторение пройденного в 5 - 7 классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V
классе. Связь слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам
главного слова (глагольные, именные, наречные).
II.
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение
использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I.

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого
предложения. Логическое ударение.
II.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в
предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
I.

Главные члены предложения
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего.
Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное
сказуемое.
Тире
между
подлежащим
и
сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I.
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное
дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность
определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени,
места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым
(определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Р.К.: Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные
союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и
неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между
однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих
словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных
членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
I.

Обращение, вводные слова и междометия
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные
предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при
вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и
вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами;
употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при
обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами.
Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с
прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
3.Тематическое планирование.
Предмет
Русский язык
класс

Вариант
8
Кол-во
часов

Раздел

Тема урока

Общие сведения о
языке.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации.

1

Русский язык-средство межнационального общения народов России и стран
Содружества Независимых Государств.

1

Буквы н-нн в суффиксах имён прилагательных, причастий, наречий.

1

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

Слитное и раздельное написание не-ни с местоимениями и наречиями.

1

Р.Р. Подробное изложение с грамматическим заданием ( по упр.27).

1

Р.Р. Подробное изложение с грамматическим заданием ( по упр.27).

1

Правописание дефиса.
Контрольная работа.

1
1

Повторение
изученного в 5-7
классах

Синтаксис и
пунктуация.

Словосочетание.

Простое
предложение.

Двусоставные
предложения.

Второстепенные
члены
предложения

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

1

Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания,их функции.

1

Словосочетание, предложение как основные единицы синтаксиса. Средства
синтаксической связи.
Р.Р. Текст как единица синтаксиса.

1
1

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру
выражения главного слова.
Виды словосочетаний по способу связи слов.Синтаксический разбор
словосочетаний.
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое
высказывание.

1
1
1

Синтаксическая структура простого предложения
Порядок слов в предложении.Интонация.
Р.Р.Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые
особенности.

1
1

Главные члены двусоставного предложения.

1

Виды сказуемого.Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

1

Р.Р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры.
Составное глагольное сказуемое.

1
1

Составное именное сказуемое,способы его выражения.
Тире между подлежащим и сказуемым.

1
1

Виды сказуемых.Тире между подлежащими и сказуемыми.

1

Дополнение.Способы выражения дополнения

1

Определение согласованное и несогласованное.Способы выражения
определения.
Приложение как разновидность определения.Знаки препинания при
приложении.
Обстоятельство.Способы его выражения.
Главные и второстепенные члены предложения

Односоставные
предложения.

1

1

1
1
1
1

Р.Р.Характеристика человека как вид текста,строение данного текста,его
языковые особенности.

1

Р.Р.Характеристика человека как вид текста,строение данного текста,его
языковые особенности.
Контрольная работа.

1
1

Главный член односоставного предложения.Основные группы
односоставных предложений.
Определённо-личные предложения.Их структурные и смысловые
особенности.

1
1

Простое
осложнённое
предложение.
Однородные
члены
предложения

Обособленные
члены
предложения.

Неопределённо-личные предложения,их структурные и смысловые
особенности.

1

Вопрос об обобщённо-личных предложениях.

1

Безличные предложения,их структурные и смысловые особенности.

1

Безличные предложения,их структурные и смысловые особенности.
Р.Р.Сочинение-рассуждение на свободную тему.
Р.Р.Сочинение-рассуждение на свободную тему.

1
1
1

Назывные предложения,их структурные и смысловые особенности.
Неполные предложения.

1
1

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи.
Систематизация и обобщение изученного по теме"Односоставные
предложения"
Контрольная работа.

1

Понятие об осложнённом предложении.

1

Понятие об однородных членах предложения.Средства связи однородных
членов предложения.
Однородные неоднородные определения.

1
1

1
1

Р.Р.Изложение (текст-сравнительная характеристика).
Однородные члены,связанные сочинительными союзами, и пунктуация при
них.
Однородные члены,связанные сочинительными союзами, и пунктуация при
них.

1

Обобщающие слова при однородных и знаки препинания при них.

1

Обобщающие слова при однородных и знаки препинания при них.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными
членами.

2

Систематизация и обобщение изученного по теме"Однородные члены".
Контрольная работа.
Контрольная работа.
Р.Р.Сочинение-сравнительная характеристика двух знакомых
лиц,особенности строения текста.
Р.Р.Сочинение-сравнительная характеристика двух знакомых
лиц,особенности строения текста.

1
1
1

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых
определений.

1

Обособление определений.Выделительные знаки препинания при них.

1

Обособление определений с обстоятельственным оттенком
значения,обособление несогласованных определений.

1

1
1

1

1
1

1

Р.Р.Рассуждение на дискуссионную тему.
Р.Р.Рассуждение на дискуссионную тему.

1
1

Обособление согласованных приложений.Выделительные знаки препинания
при них.

1

Обособление приложений.Выделительные знаки препинания при них.

1

Обособление обстоятельств,выраженных деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием.

1

Обособление обстоятельств,выраженных деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием.

1

Отсутствие или наличие запятой перед союзом как.Сравнительный оборот.

1

Обособление обстоятельств,выраженных существительными с предлогами.
Обособленные уточняющие члены предложения.

1
1

Уточняющие,поясняющие,присоединительные члены предложения,и их
смысловая и интонационная особенности.
Систематизация и обобщение изученного по теме"Обособленные члены
предложения".
Контрольная работа.
Слова,грамматиче
ски не связанные с
членами
предложения.

Синтаксические
конструкции с
чужой речью.

1
1
1

Обращение,его функции и способы выражения.Выделительные знаки при
обращении.

1

Знаки препинания при обращении.Употребление обращений.
Р.Р.Составление делового письма.

1
1

Вводные конструкции (слова,словосочетания,предложения).

1

Вводные слова,словосочетания и знаки препинания при них.

1

Р.Р.Публичное выступление на общественно значимую тему.
Вводные предложения,знаки препинания при них.

1
1

Вставные конструкции,особенности употребления вставных контрукций.

1

Систематизация и обобщение изученного по теме.Предложения с вводными
конструкциями,обращениями и междометиями.
Контрольная работа.

1
1

Основные способы передачи чужой речи.Предложения с прямой
речью.Знаки препинания.

1

Предложения с косвенной речью.Замена прямой речи ковенной.
Цитаты и знаки препинания при них.
Систематизация и обобщение изученного по теме.
Р.Р.Рассказ.
Р.Р.Рассказ.

1
1
1
1
1

Повторение и
систематизация
изученного в 8
классе.

Синтаксис и морфология.
Р.Р.Контрольное изложение.
Р.Р.Контрольное изложение.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и культура речи.
Контрольная работа.

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».