Кузнецо
ва Елена
Анатоль
евна
Подписан: Кузнецова
Елена Анатольевна
DN: OU=Директор,
O=МБОУ СШ №3 г.Котово,
CN=Кузнецова Елена
Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь
автором этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2024.11.25 09:34:
05+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и
защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к
результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания и предусматривает непосредственное применение
при реализации ОП СОО.
Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в
логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной
ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с
окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися
знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного
построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной,
техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
1. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
2. достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и
потребностям общества в формировании полноценной личности
безопасного типа;
3. взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и
среднего общего образования;
4. подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно
представлено
одиннадцатью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на
уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства».
Модуль № 2. «Основы военной подготовки».
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе».
Модуль № 4. «Безопасность в быту».
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте».
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах».
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Безопасность в социуме».
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве».
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
безопасно действовать».
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях должно быть разумным: компьютер и дистанционные
образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;
существенное
ухудшение
медико-биологических
условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие)
возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства. При этом
центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах
огромное значение приобретает качественное образование подрастающего
поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа,
формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями,
навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной
жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегией национальной
безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, Национальными целями
развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474,
государственной
программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЗР
является
общая
теория
безопасности,
которая
имеет
междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных
науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса
проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности,
общества и государства, а также актуализировать для выпускников
построение модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы.
ОБЗР входит в предметную область «Основы безопасности и защиты
Родины», является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями,
которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по
защите Отечества;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного и группового безопасного поведения в
интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего
образования отводится по 34 часа в 10 классе.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
Модуль
№ 1. «Безопасное
и устойчивое развитие личности, общества,
государства»:
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении
национальной безопасности;
роль личности, общества
противоправной деятельности;
и
государства
в
предупреждении
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, её
задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных
ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение
её военной безопасности;
роль Вооружённых Сил
национальной безопасности.
Российской Федерации в обеспечении
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом,
движение с изменением скорости движения, повороты в движении,
выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из
стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов
стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина,
пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее
устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение,
общее
устройство
и
тактико-технические
характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние
на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств
местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для
стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры
применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой»
зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной»,
«желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военноучетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской
Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень
решения задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности,
общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила
Интернете;
безопасного
поведения
при
осуществлении
покупок
в
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах
переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и
электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд,
лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак
и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной
системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле,
автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного
поведения, порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных
ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте,
правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении
опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и
чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила
безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной,
чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и
открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии;
криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы,
давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила
безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного
поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося
человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(медицинские и образовательные организации, культурные, торговоразвлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае
террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной
среде;
источники опасности в автономных условия;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных
условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и
отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях
(предвидеть;
избежать
опасности;
действовать:
прекратить
или
минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для
людей и окружающей среды;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, камнепады;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и
процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами,
сели, лавины;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями
и процессами;
природные
чрезвычайные
ситуации,
вызванные
опасными
метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности
прогнозирования,
предупреждения,
смягчения
последствий, правила безопасного поведения, последствия природных
чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими
явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы,
космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика»;
биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм
заболеваний;
распространения
чрезвычайные ситуации
профилактики и защиты;
роль
прививок;
вакцинации,
и
способы
передачи
биолого-социального
национальный
календарь
инфекционных
характера,
меры
профилактических
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные
заболевания,
неинфекционные заболевания;
самые
распространённые
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в
животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие
психологическое благополучие;
на
психическое
здоровье
и
основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные»
кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая
помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия
в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции
саморегуляции;
эмоций
при
разрешении
конфликта,
способы
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение;
внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению
антиобщественную деятельность.
молодёжи
в
противозаконную
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
и
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы
работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза
для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика
сообщества;
и
противодействие
вовлечению
в
деструктивные
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины,
последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и
террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае
террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в
Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны способствовать процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в
готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни,
соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям,
культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской
Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты
населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия
и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского
общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников
Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию,
дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в
области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать рискориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях
жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные
ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов
России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в
повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории
безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность
предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и
государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой
деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную
деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении
безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической
грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и
государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного
решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и
явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их
достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности,
оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства,
анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в
повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения
стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности
жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать
оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее
благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по
их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных
ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности
жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из
источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи;
самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её
организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков;
определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию
конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения
в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт
привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении;
вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального
решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на
ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной
ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей
каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным
критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи,
оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции,
осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и
устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, должны обеспечивать:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и
защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике
в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей
гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли
Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских
уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований
безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и
поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях
применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной
траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах
обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства;
знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту,
транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми
участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте,
умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать
порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об
экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров;
знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной
среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных
состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического
здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для
само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о
способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать
опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную
деятельность) и противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества,
государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую
и террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного
уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта;
совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством достижения предметных
результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в достижении стратегических национальных
приоритетов, объяснять значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации, приводить примеры;
характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной
безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при химической и радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать значение обороны
государства для мирного социально-экономического развития страны;
характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в обеспечении национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия;
выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового боя;
иметь представление об основных видах общевойскового боя и способах маневра в бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при обращении с оружием и их возможных
последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого выстрела;
определять характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия на примере автоматов
Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических комплексов;
иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития связи;
иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к радиосвязи;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках современных
переносных радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования окопа для стрелка;
иметь представление о видах оружия массового поражения и их поражающих факторах;
знать способы действий при применении противником оружия массового поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождение военной службы по призыву и по контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)», «культура безопасности», «опасная
ситуация», «чрезвычайная ситуация», объяснять их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной жизни (индивидуальный,
групповой и общественно-государственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить примеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность;
раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать зависимость риска (угрозы) их
возникновения от поведения человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в Интернете; оценивать их
роль в совершении безопасных покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
уметь оценивать риски получения бытовых травм;
понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать влияние соблюдения правил на
безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения сердечно-лёгочной
реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория,
детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень безопасности, приводить примеры;
понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от изменения уровня рисков (рискориентированный подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки безопасного поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного движения, приводить
примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности пешехода, пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить примеры;
знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить примеры влияния поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении опасныхи чрезвычайных ситуаций на
различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники опасности в общественных местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных местах, характеризовать их влияние на
безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о действиях, которые
позволяют минимизировать риск получения травмы в случае попадания в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков криминогенного характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случае террористического акта в общественном
месте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Безопасное и устойчивое развитие
личности, общества, государства
4
2
Основы военной подготовки
12
3
Культура безопасности жизнедеятельности
в современном обществе
2
4
Безопасность в быту
6
5
Безопасность на транспорте
5
6
Безопасность в общественных местах
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8332b07b
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Взаимодействие личности,
общества и государства в
обеспечении национальной
безопасности
1
2
Государственная и общественная
безопасность
1
3
Роль личности, общества и
государства в предупреждении и
ликвидации чрезвычайных
ситуаций
1
4
Оборона страны как обязательное
условие благополучного развития
страны
1
5
Строевые приемы и движение без
оружия (строевая подготовка)
1
6
Основные виды тактических
действий войск (тактическая
подготовка)
1
7
Требования безопасности при
обращении с оружием и
боеприпасами (огневая
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Бибилиотека ЦОК
02.09.2024
09.09.2024
16.09.2024
23.09.2024
30.09.2024
07.10.2024
14.10.2024
https://m.edsoo.ru/eae0fff3
подготовка)
8
Виды, назначение и тактикотехнические характеристики
современного стрелкового оружия
(огневая подготовка)
1
9
Беспилотные летательные
аппараты (БПЛА) – эффективное
средство вооруженной борьбы
(основы технической подготовки
и связи)
1
10
Предназначение, общее
устройство и тактико-технические
характеристики переносных
радиостанций (основы
технической подготовки и связи)
1
11
Свойства местности и их
применение в военном деле
(военная топография)
1
12
Фортификационное оборудование
позиции отделения. Виды
укрытий и убежищ (инженерная
подготовка)
1
13
Оружие массового поражения
(радиационная, химическая,
биологическая защита)
1
14
Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)
1
21.10.2024
04.11.2024
11.11.2024
18.11.2024
25.11.2024
02.12.2024
09.12.2024
15
Первая помощь на поле боя
(военно-медицинская подготовка.
Тактическая медицина)
1
16
Особенности прохождения
военной службы по призыву и по
контракту. Военно-учебные
заведения и военно-учебные
центры (тактическая подготовка)
1
17
Современные представления о
культуре безопасности
1
18
Влияние поведения на
безопасность. Рискориентированный подход к
обеспечению безопасности на
уровне личности, общества,
государства
1
19
Источники опасности в быту
1
20
Профилактика и первая помощь
при отравлениях
1
21
Безопасность в быту.
Предупреждение травм и первая
помощь при них
1
22
Пожарная безопасность в быту
1
23
Безопасное поведение в местах
общего пользования
1
24
Безопасное поведение в местах
1
16.12.2024
23.12.2024
Бибилиотека ЦОК
13.01.2025
https://m.edsoo.ru/3488963
Бибилиотека ЦОК
20.01.2025
https://m.edsoo.ru/ca989222
Бибилиотека ЦОК
27.01.2025
https://m.edsoo.ru/ee497bff
Бибилиотека ЦОК
03.02.2025
https://m.edsoo.ru/1146f112
Бибилиотека ЦОК
10.02.2025
https://m.edsoo.ru/1146f112
Бибилиотека ЦОК
17.02.2025
https://m.edsoo.ru/1146f112
Бибилиотека ЦОК
24.02.2025
https://m.edsoo.ru/63b34161
Бибилиотека ЦОК
общего пользования
03.03.2025
25
Безопасность дорожного
движения
1
26
Безопасность дорожного
движения
1
27
Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях
1
28
Безопасное поведение на разных
видах транспорта
1
29
Безопасное поведение на разных
видах транспорта
1
30
Безопасность в общественных
местах. Опасности социальнопсихологического характера
1
31
Опасности криминального
характера, меры защиты от них
1
32
Опасности криминального
характера, меры защиты от них
1
33
Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта
1
34
Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или
совершении террористического
акта
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
https://m.edsoo.ru/63b34161
Бибилиотека ЦОК
10.03.2025
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c
Бибилиотека ЦОК
17.03.2025
https://m.edsoo.ru/3eb0db0c
Бибилиотека ЦОК
31.03.2025
https://m.edsoo.ru/ec659795
Бибилиотека ЦОК
07.04.2025
https://m.edsoo.ru/b4cebedd
Бибилиотека ЦОК
14.04.2025
https://m.edsoo.ru/b4cebedd
Бибилиотека ЦОК
21.04.2025
https://m.edsoo.ru/a196276c
Бибилиотека ЦОК
28.04.2025
https://m.edsoo.ru/a196276c
Бибилиотека ЦОК
05.05.2025
https://m.edsoo.ru/a2e1b5d5
Бибилиотека ЦОК
12.05.2025
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5
Бибилиотека ЦОК
19.05.2025
0
0
https://m.edsoo.ru/b12d5cd5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методические рекомендации для учителей
по использованию
учебников, включённых в федеральный перечень, при реализации
учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»
https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ