Рабочая программа курса внеурочной деятельности Россия мои горизонты 10-11_подписано

Кузнецова
Елена
Анатольев
на

Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ СШ
№3 г.Котово, CN=Кузнецова
Елена Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: Котово
Дата: 2025.09.19 19:35:54+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» (далее, соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
‒ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента
РФ Пр-328 п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
‒ Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об
утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования».
‒ Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа
2024 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).
‒ Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 287.
‒ Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года».
‒ Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413.

‒ Федеральной образовательной программы основного общего
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370.
‒ Федеральной образовательной программы среднего общего
образования, утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические рекомендации по реализации курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в
реализации Единой модели профориентации, в том числе в части
регионального содержательного компонента, отражено в следующих
документах:
‒ Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в
будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего
образования.
‒ Методические рекомендаций по реализации Единой модели
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение
места и роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание
отраслевых, практико-ориентированных и профориентационных занятий (в
том числе рефлексивных и проектного занятия, направленного на
взаимодействие с родителями/законными представителями), примерное
тематическое планирование занятий Курса.
Содержание Программы определяет реализацию соответствующего
направления Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее
– час) в неделю (34 часа в учебный год).
Планируется, что с 1 сентября 2027 г. при реализации курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты» не менее 17 академических часов от
общего объема часов будет отводиться на реализацию регионального
компонента данного направления ЕМП. С 1 сентября 2026 г. реализация
регионального уровня курса внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты» осуществляется субъектами Российской Федерации в режиме
апробации в объеме от 8 до 17 академических часов от общего объема курса

и в объеме до 17 академических часов от общего объема часов с 1 сентября
2025 г.
Рекомендации по реализации, подготовке и порядке согласования Курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», включающих
региональный компонент, представлены в Приложении №1.
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ»

ВНЕУРОЧНОЙ

Цель курса: формирование готовности к профессиональному
самоопределению обучающихся 11 класса общеобразовательной организации
через знакомство с востребованными профессиями и достижениями России в
различных
отраслях
экономики,
разнообразием
образовательных
возможностей
для
осознанного
формирования
индивидуального
профессионально-образовательного маршрута с учетом интересов,
склонностей и способностей.
Задачи:
‒ содействие формированию готовности к профессиональному
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
‒ формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуального
профессионально-образовательного
маршрута
в
зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального и высшего образования (включая знакомство с
перспективными и востребованными профессиями, секторами экономики и
видами экономической деятельности);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений конструирования
индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его
адаптация с учетом возможностей среды;
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения
жизненного
благополучия,
залогу
его
успешного
профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем
дне.
МЕСТО И РОЛЬ
«РОССИЯ - МОИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОРИЗОНТЫ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ

Настоящая Программа является частью образовательной программы
среднего общего образования (11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач
среднего общего и основного общего образования.
Темы отраслевых и практико-ориентированных занятий настоящей
Программы преимущественно связаны с основными отраслями
производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности
Российской Федерации и разнообразием профессий, представленных в них.
Содержание занятий знакомит обучающихся с достижениями сфер
экономической деятельности России. Кроме того, занятия направлены на
формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной
профессиональной деятельности любого человека (ценность труда, ценность
непрерывного образования, научного познания, самообразования и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы
включают описание диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные
занятия и занятие, посвященное взаимодействию с родителями.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ
- МОИ ГОРИЗОНТЫ»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час). Россия
– страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение
труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер
профессиональной деятельности, профессий. Цели и возможности курса
«Россия – мои горизонты», виды занятий, основные образовательные
формы, правила взаимодействия. Портал «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое
будущее» (1 час). Различные жизненные сценарии и профессиональнообразовательные маршруты, карьерные траектории. Персональное
профессиональное развитие. Приемы построения профессиональнообразовательных маршрутов.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1
час). Особенности диагностик на портале «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/.
Значение
профориентационных
диагностик.
Диагностический цикл. Алгоритм и сроки прохождения диагностик.
Анонсирование диагностики «Мой профиль» (11 класс). Профессиональные
склонности и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в
выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения,
дополнительного образования. Персонализация образования. Способы
самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и
выбор
профессии.
Повышение
мотивации
к
самопознанию,
профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час). Занятие
посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26
сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в
экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейший
работодатель – государственная корпорация «Росатом»: географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования. Профессионально важные качества, характерные для
профессий в атомной отрасли и варианты профессиональнообразовательных маршрутов. Возможности высшего и профессионального

образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом.
Наукоемкие и высокотехнологичные направления развития атомной
отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час). Занятие
посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957
года. Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с
проектированием, изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников.
Использование
информации,
полученной
спутниками.
Общая
характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее значимость в
экономике страны. Содержание деятельности профессий в области
спутникостроения и применения спутниковых данных. Профессионально
важные качества, характерные для профессий в данной отрасли и
возможности построения карьеры. Возможности образования в подготовке
инженерных кадров в области спутникостроения и обработки данных
дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час).
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и
перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая
осень» (12 октября). Рассматривается роль сельского хозяйства в
обеспечении продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей
сельского хозяйства, разнообразие профессий и образовательных
возможностей.
Наукоемкость
и
технологичность
современного
агропромышленного комплекса. Открытие диагностики «Мои способности.
Естественно-научные способности» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Профессионально важные качества и
особенности построения карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час). Знакомство
обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в экономике
нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Профессионально
важные качества и особенности построения карьеры в сфере энергетики.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для топливно-энергетического комплекса.

Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час). Занятие направлено
на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу
предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от
специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от
технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной
деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются такие направления, как космическая отрасль
(спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования
Земли), агропромышленная отрасль и пищевая промышленность, как часть
обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час). Знакомство обучающихся с ролью отрасли
добычи переработки в экономике страны. Роль тяжелой промышленности в
обеспечении работы отрасли. Достижения России, актуальные задачи и
перспективы развития отрасли. Крупнейшие работодатели, перспективная
потребность
в
кадрах.
Основные
профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессиональнообразовательных маршрутов. Открытие диагностики «Мои способности.
Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале
«Билет в будущее». Профессионально важные качества и особенности
построения
профессионально-образовательных
маршрутов
в
индустриальной
сфере.
Возможности
высшего
и
среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час). Знакомство
обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли
машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в
области судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательных маршрутов. Общая характеристика
судостроительной отрасли: тяжелая промышленность и машиностроение.
Профессионально важные качества и особенности профессионального
развития в индустриальной сфере. Возможности высшего и

профессионального образования в подготовке специалистов для
судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы
развития.
Работодатели,
их
географическая
представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального
образования. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для легкой
промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час). Знакомство
обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности
различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в
отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и
перспективы развития. Примеры сфер деятельности, использующих
математический аппарат. Профессионально важные качества и особенности
построения карьеры в сфере прикладной и фундаментальной математики и
вычислительной техники. Возможности высшего образования в подготовке
специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час).
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в
области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской
обороны России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы
профессиональной
деятельности.
Государство
как
работодатель,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессиональнообразовательного маршрута. Профессионально важные качества и
особенности построения карьеры. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов в сфере
гражданской обороны и таможенного контроля.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1
час). Определение лидерства отечественных технологических компаний в
контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового
опыта развития технологической комфортной среды. Обзор первенства
России в финтех отрасли. Определение перспектив развития. Возможности
образования, в том числе программа «Код в будущее». Обзор компаний,

понятие и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики «Мои
способности. Аналитические способности» в личном кабинете
обучающегося на портале «Билет в будущее». Профессионально важные
качества и особенности построения карьеры в сфере финтеха. Возможности
высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность и
общественное питание (1 час). Знакомство обучающихся с ролью пищевой
промышленностью как частью АПК (индустриальная среда). Актуальные
задачи и перспективы развития. Особенности сферы деятельности,
перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
и высшего образования. Профессионально важные качества и особенности
построения профессионально-образовательных маршрутов. Возможности
высшего и профессионального образования в подготовке специалистов для
пищевой промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час). Занятие
направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся
получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о
предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются профессии тем
с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1
час). Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик
первого полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и
образования. Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение
рекомендаций с собственными представлениями. Навык планирования
образовательно-профессионального маршрута с учетом рекомендаций
разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час). Анонс возможности
самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и
готовности к профессиональному самоопределению «Мои ориентиры»:
составляющие готовности к профессиональному самоопределению.
Определение уровня готовности обучающегося к профессиональному

выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его совершения.
Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности к
профессиональному самоопределению.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей
страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные задачи и перспективы развития. Основные направления
предпринимательской
деятельности.
Варианты
профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные
способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
Профессионально
важные
качества
и
особенности
профессионального развития в деловой среде. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
отрасли «предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час). Занятие посвящено
Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с ролью
науки и образования в экономике страны. Достижения России в отраслях
науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность
в
кадрах.
Основные
профессии
и
содержание
профессиональной деятельности. Знакомство со Всероссийским обществом
изобретателей и рационализаторов (ВОИР) – общественной организацией,
деятельность которой направлена на развитие потенциала российского
изобретательства, помощь по внедрению новых технологий и разработок,
защиту интересов и прав изобретателей и рационализаторов в России и за
рубежом, а также популяризацию изобретательской деятельности. Варианты
профессионального образования. Открытие диагностики «Мои способности.
Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале
«Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
науке и образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых технологий
и разработок, предоставляющая, в том числе, возможности популяризации
изобретательской деятельности. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых
отраслей.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час). Занятие
посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и
гостеприимства
и
вариантами
профессионально-образовательных

маршрутов. Профессионально важные качества, необходимые для
профессий сферы сервиса, туризма и гостеприимства, возможности
построения карьеры. Возможности высшего и профессионального
образования в подготовке специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.). Занятие
посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В
рамках занятия рассматривается структура и современные достижения
Вооруженных сил Российской Федерации, включая передовые технологии в
армии, флоте и других силовых ведомствах. В ходе занятия особое
внимание
уделяется
новым
высокотехнологичным
военным
специальностям, которые определяют облик армии и силовых ведомств
будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час). Знакомство
обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования. Профессионально важные
качества и особенности построения карьеры в транспортной сфере.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для
экономики страны. Достижения России в сфере обеспечения связи и
телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Профессионально важные качества и особенности построения
карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и
среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
сферы деятельности в области связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час). Занятие
направлено на углубление представлений о профессиях в изученных сферах
профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем с
№20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час). Занятие
посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список
вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения
интервью на тему профессионального самоопределения. Материалы занятия
могут быть использованы обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1
час). Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике
нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
сфере
здравоохранения.
Возможности
высшего
и
среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей
медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом
развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в
космической сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности в космической
отрасли.
Профессионально
важные
качества
и
особенности
профессионального развития в космической отрасли. Возможности высшего
и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн –
сфера на стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов

обеспечения эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна.
Достижения России, актуальные задачи и перспективы развития сферы
культуры, искусства и промышленного дизайна. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности. Креативный
интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час). Занятие
направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий (на
выбор): культура и искусство; промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1
час). Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который
традиционно связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищнокоммунального хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в
строительстве, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие
работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и
архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс
(ВПК) (1 час). Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного
комплекса в обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения
России в развитии ВПК, актуальные задачи и перспективы
профессионального развития. Перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.

Варианты профессионально-образовательных маршрутов. Профессионально
важные качества и особенности построения карьеры в сфере ВПК.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час). Занятие
направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся
получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о
предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных
качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем № 31
и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час). Итоги изучения курса за год.
Что было самым важным и впечатляющим. Какой профессиональнообразовательный маршрут был проделан обучающимся за учебный год (в
урочной
и
внеурочной
деятельности,
в
каких
мероприятиях
профессионального выбора участвовали, успехи в дополнительном
образовании и так далее). Самооценка результатов. Оценка курса
обучающимися, их предложения

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности,
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и
старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:‒ сформированность гражданской
позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского
общества, осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;‒ готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;‒
умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:‒ осознание духовных ценностей
российского народа, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;‒ ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;‒ сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания: сформированность
нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать
ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда

и общественных отношений; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для
личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества.
В сфере трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности в
технологической и социальной сферах деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность; интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к
образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
В сфере экологического воспитания: сформированность экологической
культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания: совершенствование языковой и
читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе; сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:‒ самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;‒ устанавливать
существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;‒ определять цели деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;‒ выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;‒ вносить коррективы в деятельность, оценивать

соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;‒ развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем;
б) базовые исследовательские действия:‒ владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;‒ способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;‒
овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;‒
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;‒ ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;‒ выявлять
причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;‒ анализировать
полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;‒ давать
оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;‒ разрабатывать
план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;‒ осуществлять целенаправленный поиск
переноса средств и способов действия в профессиональную среду;‒ уметь
переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;‒ уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;‒ выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;‒ ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные
решения;
в) работа с информацией:‒ владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;‒ создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;‒ оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;‒
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной

безопасности;‒ владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные УУД:
а) общение:‒ осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;‒
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;‒ владеть различными способами общения и
взаимодействия;‒ аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:‒ понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;‒ выбирать тематику и методы
совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей каждого
члена коллектива;‒ принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;‒ оценивать качество своего вклада и
каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;‒ предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;‒ координировать и выполнять
работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:‒ самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;‒
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;‒ давать оценку
новым ситуациям;‒ расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;‒ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;‒ оценивать приобретенный опыт;‒
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных

областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;‒ владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований;‒ использовать
приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;‒ уметь
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:‒
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;‒ саморегулирования, включающего
самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;‒ внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;‒ эмпатии, включающей
способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию
и
сопереживанию;‒ социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:‒ принимать себя, понимая свои
недостатки и достоинства;‒ принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;‒ признавать свое право и право
других людей на ошибки;‒ развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.

11 КЛАСС
№
п/п

1

2

Наименование разделов и тем
программы

Установочное занятие «Россия – мои
горизонты»

Тематическое профориентационное
занятие «Открой свое будущее»

Количество
часов

Основное содержание

Основные виды
деятельности

1

Россия – страна
безграничных
возможностей и
профессионального
развития.
Познавательные цифры
и факты о развитии и
достижениях.
Разделение труда как
условие его
эффективности. Цели и
возможности курса
«Россия - мои
горизонты». Портал
«Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/. Единая
модель
профориентации.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

1

Различные жизненные
сценарии и
профессиональнообразовательные
маршруты, карьерные
траектории.
Персональное

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством

Цифровые
ресурсы

профессиональное
развитие. Приемы
построения
профессиональнообразовательных
маршрутов. Выбор
образовательной
организации.

3

Тематическое профориентационное
занятие «Познаю себя»

1

Особенности
диагностик на
платформе «Билет в
будущее»
https://bvbinfo.ru/.
Значение
профориентационных
диагностик.
Диагностический цикл.
Алгоритм и сроки
прохождения
диагностик.
Анонсирование
диагностик «Мой
профиль».
Профессиональные
склонности и
профильность обучения.
Роль профессиональных
интересов в выборе
профессиональной
деятельности и

педагога,
самостоятельная
работа.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

профильности общего
обучения,
дополнительного
образования.
Персонализация
образования. Способы
самодиагностики
профессиональных
интересов,
индивидуальные
различия и выбор
профессии. Повышение
мотивации к
самопознанию,
профессиональному
самоопределению.

4

Россия индустриальная: атомные
технологии

1

Занятие посвящено
юбилейной дате – 80 лет
атомной
промышленности
России (26 сентября).
Знакомство
обучающихся с ролью
атомной
промышленности в
экономике страны.
Достижения России в
сфере атомной
промышленности.
Крупнейший

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

работодатель –
корпорация «Росатом».
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
образования.
Профессионально
важные качества,
характерные для
профессий в атомной
отрасли и варианты
профессиональнообразовательных
маршрутов.
Возможности высшего и
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
корпорации Росатом.

5

Россия индустриальная: космические
технологии

1

Занятие посвящено 68ой годовщине запуска
«Спутник-1» – первого в
мире искусственного
спутника Земли,
запущенного на орбиту
4 октября 1957 года.
Спутникостроение как
сфера деятельности,

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная

связанная с
проектированием,
изготовлением,
запуском и
эксплуатацией
спутников.
Использование
информации,
полученной
спутниками.
Содержание
деятельности профессий
в области
спутникостроения и
применения
спутниковых данных.
Профессионально
важные качества,
характерные для
профессий в данной
отрасли и возможности
построения карьеры.
Возможности
образования в
подготовке инженерных
кадров в области
спутникостроения и
обработки данных
дистанционного
зондирования Земли.

работа.

6

Россия аграрная: продовольственная
безопасность

1

Занятие приурочено ко
Дню работника
сельского хозяйства и
перерабатывающей
промышленности (12
октября).
Рассматривается роль
сельского хозяйства в
обеспечении
продовольственной
безопасности страны,
разнообразие профессий
и образовательных
возможностей.
Объявление об
открытии диагностики
«Мои способности.
Естественно-научные
способности».
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в аграрной
сфере. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
рассматриваемых

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

отраслей.

7

Россия комфортная: энергетика

1

Знакомство
обучающихся с ролью
топливноэнергетического
комплекса в экономике
нашей страны.
Достижения России в
энергетической сфере,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Работодатели,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального
образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в сфере
энергетики.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа

специалистов для
топливноэнергетического
комплекса.

8

9

Практико-ориентированное занятие

Россия индустриальная: добыча,
переработка, тяжелая
промышленность

1

Занятие направлено на
углубление
представлений о
профессиях в изученных
областях. Педагогу
предлагается выбор в
тематике занятия.

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий».

1

Знакомство
обучающихся с ролью
отрасли добычи
переработки в
экономике страны.
Достижения России,
актуальные задачи и
перспективы развития
отрасли. Основные
профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессиональнообразовательных
маршрутов. Объявление
об открытии

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

диагностики «Мои
способности.
Технические
способности» в личном
кабинете обучающегося
на портале «Билет в
будущее».
Профессионально
важные качества и
особенности построения
профессиональнообразовательных
маршрутов в
индустриальной сфере.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
отраслей добычи и
переработки.

10

Россия индустриальная:
машиностроение и судостроение (К
500-летию Северного морского пути)

1

Знакомство
обучающихся с
историей и ролью
Северного морского
пути и роли
машиностроения и
судостроения в его
развитии. Достижения

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,

11

Россия индустриальная: легкая
промышленность

1

России в области
судостроения,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Работодатели,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессиональнообразовательных
маршрутов.
Профессионально
важные качества и
особенности
профессионального
развития в
индустриальной сфере.
Возможности высшего и
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
судостроения.

самостоятельная
работа

Знакомство с ролью
легкой
промышленности в
экономике страны.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.

12

Россия умная: математика в действии

1

Достижения России в
отрасли, актуальные
задачи и перспективы
развития. Работодатели.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в
индустриальной сфере.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
легкой
промышленности.

Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа

Знакомство
обучающихся с ролью
математики в
профессиональной
деятельности различных
отраслей в экономике
нашей страны.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством

13

Россия безопасная: национальная
безопасность

1

Достижения России в
отрасли прикладной и
фундаментальной
математики, актуальные
задачи и перспективы
развития. Примеры сфер
деятельности,
использующих
математический
аппарат. Варианты
образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в сфере
прикладной и
фундаментальной
математики и
вычислительной
техники. Возможности
высшего образования в
подготовке
специалистов.

педагога,
самостоятельная
работа

Знакомство
обучающихся со
сферами
профессиональной
деятельности в области
вооруженных сил и
гражданской обороны.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством

14

Россия цифровая: IT - компании и
отечественный финтех

1

Система гражданской
обороны России.
Актуальные задачи и
перспективы развития
сферы
профессиональной
деятельности.
Государство как
работодатель,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов в сфере
гражданской обороны и
таможенного контроля.

педагога,
самостоятельная
работа.

Определение лидерства
отечественных

Просмотр
видеороликов,

технологических
компаний в контексте
цифровизации
гражданских сервисов,
формирование
передового опыта
развития
технологической
комфортной среды.
Обзор первенства
России в финтех
отрасли. Определение
перспектив развития.
Возможности
образования, в том
числе программа «Код в
будущее». Обзор
компаний, понятие и
примеры успешных
стартапов. Открытие
диагностики «Мои
способности.
Аналитические
способности» в личном
кабинете обучающегося
«Билет в будущее».
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в сфере

участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа

финтеха. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов.

15

Россия индустриальная: пищевая
промышленность и общественное
питание

1

Знакомство
обучающихся с ролью
пищевой
промышленностью как
частью индустриальной
среды. Актуальные
задачи и перспективы
развития. Особенности
сферы деятельности,
перспективная
потребность в кадрах,
работодатели. Основные
профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
профессиональнообразовательных
маршрутов.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

Возможности высшего и
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
пищевой
промышленности.

16

Практико-ориентированное занятие

1

Занятие направлено на
углубление
представлений о
профессиях в изученных
областях. Педагогу
предлагается выбор в
тематике занятия.
Обучающиеся получают
задания от специалиста
(в видеоролике или в
формате презентации, в
зависимости от
технических
возможностей
образовательной
организации) и,
благодаря их
выполнению, уточняют
свои гипотезы о
предмете
профессиональной
деятельности, условиях
работы, личных

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий».

качествах, целях и
ценностях
профессионалов в
профессии, их
компетенциях,
особенностях
образования.
Рассматриваются
профессии тем с №9 по
№15.

17

Профориентационное тематическое
занятие «Мое будущее»

1

Групповой разбор и
интерпретация
профориентационных
диагностик первого
полугодия.
Комплексный учет
факторов при выборе
профессии и
образования. Навык
обращения с
результатами
диагностики,
соотнесение
рекомендаций с
собственными
представлениями.
Навык планирования
образовательнопрофессионального
маршрута с учетом

Групповой разбор и
интерпретация
профориентационных
диагностик первого
полугодия.

рекомендаций разного
рода. Принцип
вероятностного
прогноза.

18

Профориентационное занятие

1

Анонс возможности
самостоятельного
участия в диагностике
личностных
особенностей и
готовности к
профессиональному
самоопределению «Мои
ориентиры». «Мои
ориентиры»:
Составляющие
готовности к
профессиональному
самоопределению.
Определение уровня
готовности
обучающегося к
профессиональному
выбору, понимание
сильных сторон и
дефицитов для его
совершения.
Индивидуальное
планирование для
повышения уровня
готовности к

Анонс возможности
самостоятельного
участия в
диагностике
личностных
особенностей и
готовности к
профессиональному
самоопределению
«Мои ориентиры».

профессиональному
самоопределению.

19

Россия деловая: предпринимательство
и бизнес

1

Знакомство
обучающихся с ролью
предпринимательства в
экономике нашей
страны. Достижения в
предпринимательстве на
основе успешных
примеров, актуальные
задачи и перспективы
развития. Основные
направления
предпринимательской
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Объявление об
открытии диагностики
«Мои способности.
Социальный интеллект»
в личном кабинете
обучающегося «Билет в
будущее». Объявление
об открытии
диагностики «Мои
способности.
Вербальные
способности» в личном
кабинете обучающегося

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

«Билет в будущее».
Профессионально
важные качества и
особенности
профессионального
развития в деловой
среде. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
отрасли
«предпринимательство».

20

Россия умная: наука и технологии

1

Занятие посвящено Дню
Российской науки – 8
февраля. Знакомство
обучающихся с ролью
науки и образования в
экономике нашей
страны. Знакомство со
Всероссийским
обществом
изобретателей и
рационализаторов
(ВОИР). Варианты
профессионального
образования. Открытие
диагностики «Мои
способности.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

Социальный интеллект»
в личном кабинете
обучающегося «Билет в
будущее». Инициативы
Десятилетия науки и
технологий в России.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в науке и
образовании. ВОИР, как
площадка, для
внедрения новых
технологий и
разработок,
предоставляющая, в том
числе, возможности
популяризации
изобретательской
деятельности.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
изучаемых отраслей.
21

Россия гостеприимная: сервис и
туризм

1

Занятие посвящено
знакомству
обучающихся с

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,

22

Россия безопасная: защитники
Отечества

1

профессиями в сфере
туризма и
гостеприимства и
вариантами
профессиональнообразовательных
маршрутов.
Профессионально
важные качества,
необходимые для
профессий сферы
сервиса, туризма и
гостеприимства,
возможности
построения карьеры.
Возможности высшего и
профессионального
образования в
подготовке
специалистов.

выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

Занятие посвящено Дню
Героев Отечества (9
декабря) и роли
Вооруженных сил
России в обеспечении
национальной
безопасности. В рамках
занятия рассматривается
структура и
современные

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

достижения
Вооруженных сил
Российской Федерации,
включая передовые
технологии в армии,
флоте, МВД,
Росгвардии и других
силовых ведомствах. В
ходе занятия особое
внимание уделяется
новым
высокотехнологичным
военным
специальностям,
которые определяют
облик армии и силовых
ведомств будущего.

23

Россия комфортная: транспорт

1

Знакомство
обучающихся с ролью
комфортной среды в
экономике нашей
страны. Достижения
России в отраслях
комфортной среды,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Крупнейшие
работодатели в
транспортной сфере, их
географическая

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

представленность,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в сфере
транспорта.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
отрасли.

24

Россия на связи: интернет и
телекоммуникация

1

Знакомство
обучающихся с ролью
систем связи и
телекоммуникаций в
экономике нашей
страны. Достижения
России в сфере
обеспечения связи и
телекоммуникаций,

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная

25

Практико-ориентированное занятие

1

актуальные задачи и
перспективы развития.
Работодатели, их
географическая
представленность,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в
программировании и
телекоммуникации.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
изучаемых отраслей.

работа.

Занятие направлено на
углубление
представлений о
профессиях в изученных

Выполнение задания
от специалиста (в
видеоролике или в
формате

сферах
профессиональной
деятельности и
отраслей. Педагогу
предлагается выбор в
тематике занятия. На
материале профессий
тем с № 20 по №24.

26

27

Проектное занятие: поговори с
родителями

Россия здоровая: медицина и
фармацевтика в России.

презентации, в
зависимости от
технических
возможностей
образовательной
организации)

1

Занятие посвящено теме
«Поговори с
родителями» и
предполагает
знакомство с
особенностями
проведения
тематической беседы с
родителями (значимыми
взрослыми).

В зависимости от
возраста
обучающиеся готовят
список вопросов для
беседы и знакомятся
с правилами и
особенностями
проведения
интервью.

1

Знакомство
обучающихся с ролью
медицины и фармации в
экономике нашей
страны. Достижения
России в этих отраслях,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Работодатели, их
географическая
представленность,

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального
образования.
Рассматриваются такие
направления, как
медицина и фармация.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в сфере
здравоохранения.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
отраслей медицина и
фармация.

28

Россия индустриальная: космическая
отрасль

1

Знакомство
обучающихся с ролью
космической отрасли в
экономическом
развитии и обеспечении
безопасности страны.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под

29

Россия творческая: культура и
искусство

1

Достижения России в
космической сфере,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности в
космической отрасли.
Варианты
профессионального и
высшего образования
Профессионально
важные качества и
особенности
профессионального
развития в космической
отрасли. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
космической отрасли.

руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

Знакомство
обучающихся с ролью
креативной индустрии и
сферой промышленного
дизайна в экономике
страны. Промышленный

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под

дизайн – сфера на стыке
искусства и инженерных
технологий и один из
факторов обеспечения
эффективности и
удобства. Цель
промышленного
дизайна. Достижения
России, профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
образования. Открытие
диагностики «Мои
способности.
Креативный интеллект»
в личном кабинете
обучающегося «Билет в
будущее».
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в креативной
сфере. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
искусства и дизайна.

руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

30

Практико-ориентированное занятие

1

Занятие направлено на
углубление и
расширения
представлений о
профессиях в изученных
областях. Педагогу
предлагается выбор в
тематике занятия из
двух возможных.
Обучающиеся получают
задания от специалиста
(в видеоролике или в
формате презентации, в
зависимости от
технических
возможностей
образовательной
организации) и,
благодаря их
выполнению, уточняют
свои гипотезы о
предмете
профессиональной
деятельности, условиях
работы, личных
качествах, целях и
ценностях
профессионалов в
профессии, их
компетенциях,

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий».

особенностях
образования.

31

Россия комфортная. Строительство и
города будущего.

1

Занятие проходит в
преддверии 1 мая Праздника Весны и
Труда, который
традиционно связан с
популяризацией
строительных
профессий. Знакомство
обучающихся с ролью
строительства и
жилищнокоммунального
хозяйства
(обслуживание зданий).
Достижения России в
строительстве,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Крупнейшие
работодатели,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством
педагога,
самостоятельная
работа.

Всероссийское
голосование за выбор
объектов
благоустройства.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в изучаемых
отраслях. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
отраслей строительства
и архитектуры.

32

Россия безопасная: военнопромышленный комплекс (ВПК)

1

Знакомство
обучающихся с ролью
военно-промышленного
комплекса в
обеспечении
безопасности
Российской Федерации.
Достижения России в
развитии ВПК,
актуальные задачи и
перспективы
профессионального
развития.
Перспективная

потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Профессионально
важные качества и
особенности построения
карьеры в отрасли.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования в
подготовке
специалистов для
военно-промышленного
комплекса.

33

Практико-ориентированное занятие

1

Занятие направлено на
углубление
представлений о
профессиях в изученных
областях. Обучающиеся
получают задания от
специалиста (в
видеоролике или в
формате презентации, в
зависимости от
технических

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий
изученных отраслей
на основе «формулы
профессий».

возможностей
образовательной
организации) и,
благодаря их
выполнению, уточняют
свои гипотезы о
предмете
профессиональной
деятельности, условиях
работы, личных
качествах, целях и
ценностях
профессионалов в
профессии, их
компетенциях,
особенностях
образования. На
материале профессий
тем № 31 и № 32 (на
выбор).

Рефлексивное занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

34

Итоги изучения курса за
год. Самооценка
результатов. Оценка
курса обучающимися,
их предложения.

Участие в дискуссии,
выполнение
тематических
заданий.
Ретроспективная и
проспективная
рефлексия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».