Рабочая программа учебного предмета биология 5 класс_подписано

t

{}r-Ae,r 11o o6pa3oBarrrrx)u MoJto;lerxHoft[o.]r]rr]rKe aAM]tHr{crpaunu KoroncKoro MyHHuHna-rlbHoropafroua
Bolrorpagcxoft o6racrn
i
Mynuqnna.nnnoe 6ro1xernoe o6uleo6paronarerrHoeyqperlqenne
< aBrycra2023r"

llpara: Nl

or 3tr.08.2023r.

AJIrrooyqatqnxcfl 5 rcJaccos

Кузнецов
а Елена
Анатолье
вна

Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ
СШ №3 г.Котово,
CN=Кузнецова Елена
Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: Котово
Дата: 2023.10.02 18:52:
06+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

2023r

oI40
Yryrelr
Anar

BaB.(0.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и другие
признаки). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология,
цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар,
психолог, агроном, животновод и другие (4–5 профессий). Связь биологии с другими науками (математика,
география и другие науки). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности
современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с
использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация.
Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты
измерения). Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила
работы с оборудованием в школьном кабинете.
Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты),
инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.

Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение
организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая единица строения и жизнедеятельности
организмов. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Строение клетки под световым
микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений,
животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость,
приспособленность. Организм – единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды
(порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и
в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно
приготовленного микропрепарата).
Ознакомление с принципами систематики организмов.
Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.
Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде
обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
3.

Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в
сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических
веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и другие природные
сообщества).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости
искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы.
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и других искусственных
сообществ).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и других природных сообществ.).
Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности
населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы.
Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения
биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники
природы). Красная книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы.
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 5 классе:
характеризовать биологию как науку о живой природе, называть признаки живого, сравнивать объекты
живой и неживой природы;

перечислять источники биологических знаний, характеризовать значение биологических знаний для
современного человека, профессии, связанные с биологией (4–5 профессий);
приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том
числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология,
анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус,
движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда
обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в
контексте;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы,
различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии, природные и
искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах, представителей
флоры и фауны природных зон Земли, ландшафты природные и культурные;
проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану, выделять существенные признаки
строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы,
перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной),
условиях среды обитания;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи
организмов в сообществах;
выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной
деятельности человека, анализировать глобальные экологические проблемы;
раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;

демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов
гуманитарного цикла, различными видами искусства;
выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников, описание
организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными
способами измерения и сравнения живых объектов);
применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить
наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления, выполнять биологический
рисунок и измерение биологических объектов;
владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических
объектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической
посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные
материалы, ресурсы Интернета;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Биология — наука о живой природе

4

2

Методы изучения живой природы

4

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

3

Организмы — тела живой природы

10

1.5

4

Организмы и среда обитания

6

0.5

5

Природные сообщества

6

0.5

6

Живая природа и человек

3

7

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368

0

3.5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Живая и неживая природа.
Признаки живого

1

2

Биология - система наук о живой
природе

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cca60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e

3

Роль биологии в познании
окружающего мира и
практической деятельности
современного человека

1

4

Источники биологических знаний

1

5

Научные методы изучения живой
природы

1

6

Методы изучения живой природы:
измерение

1

7

Методы изучения живой природы:
наблюдение и эксперимент.
Лабораторная работа. «Изучение
лабораторного оборудования:
термометры, весы, чашки Петри,
пробирки, мензурки. Правила
работы с оборудованием в
школьном кабинете.
Ознакомление с устройством
лупы, светового микроскопа,
правила работы с ними»

1

0.5

8

Методы изучения живой природы:
описание. Практическая работа
«Ознакомление с растительными и
животными клетками: томата и
арбуза (натуральные препараты),
инфузории туфельки и гидры
(готовые микропрепараты) с
помощью лупы и светового

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccf56

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd0c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd9ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd65e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd866

микроскопа»
9

Понятие об организме

1

10

Увеличительные приборы для
исследований

1

11

Цитология – наука о клетке.
Лабораторная работа «Изучение
клеток кожицы чешуи лука под
лупой и микроскопом (на примере
самостоятельно приготовленного
микропрепарата)»

1

12

Жизнедеятельность организмов

1

13

Свойства живых организмов.
Лабораторная работа
«Наблюдение за потреблением
воды растением»

1

14

Разнообразие организмов и их
классификация. Практическая
работа «Ознакомление с
принципами систематики
организмов»

1

15

Многообразие и значение
растений

1

16

Многообразие и значение
животных

1

17

Многообразие и значение грибов

1

18

Бактерии и вирусы как форма

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cdb36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd3de

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cddde

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce568

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce73e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec

Библиотека ЦОК

жизни

https://m.edsoo.ru/863ce8ec

19

Среды обитания организмов

1

20

Водная среда обитания
организмов

1

21

Наземно-воздушная среда
обитания организмов

1

22

Почвенная среда обитания
организмов. Практическая работа
«Выявление приспособлений
организмов к среде обитания (на
конкретных примерах)»

1

23

Организмы как среда обитания

1

24

Сезонные изменения в жизни
организмов

1

25

Понятие о природном сообществе.

1

26

Взаимосвязи организмов в
природных сообществах

1

27

Пищевые связи в природных
сообществах

1

28

Разнообразие природных
сообществ

1

29

Искусственные сообщества, их
отличие от природных сообществ
Лабораторная работа «Изучение
искусственных сообществ и их
обитателей (на примере аквариума

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cea68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cec3e

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cedba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf508

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfb20

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfd3c

и др.)»
30

Природные зоны Земли, их
обитатели

1

31

Влияние человека на живую
природу

1

32

Глобальные экологические
проблемы

1

33

Пути сохранения биологического
разнообразия

1

34

Резервный урок. Обобщение
знаний по материалу, изученному
в 5 классе

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfeea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0340

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0340

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d064c

0

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».