Рабочая программа учебного предмета Черчение_подписано

Кузнецова
Елена
Анатольев
на

Подписан: Кузнецова Елена
Анатольевна
DN: OU=Директор, O=МБОУ СШ
№3 г.Котово, CN=Кузнецова
Елена Анатольевна,
E=msoch33@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ
Местоположение: Котово
Дата: 2025.09.19 19:35:58+04'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Черчение» разработана для 10
класса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Концепция программы направлена на приобщение детей к технической культуре, обучение их
умению видеть и читать графические объекты, эмоционально воспринимать произведения
графики и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как
индивидуальной, так и коллективной). личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Обоснованность (актуальность)
Предлагаемая программа разрабатывалась с учетом того, что школьники изучали базовый курс
черчения, поэтому в данном курсе предусмотрено повторение основных понятий, а также
расширение содержания базового предмета «Черчение» (расширение основ проекционного
черчении, машиностроительного, архитектурно-строительного черчения), а также учащиеся
получают новые знания особенностей графики в области дизайна. Это позволяет развивать и
поддерживать интерес к предмету, а также способствует удовлетворению познавательных
интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, у
выпускников школ будет сформировано достаточно целостное графическое образование.
Цель курса: развитие мышления школьников, их интеллектуальных и творческих способностей,
усвоение графического языка и формирование графической компетентности.
Задачи:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, их абстрактного,
логического, пространственного, художественно-образного, художественно-конструкторского и
инженерного мышления;
2) освоение общего и особенного в графических методах отображения и чтения информации
о трехмерных объектах, процессах, явлениях и т. д.;
3) овладение графическими методами отображения и чтения информации о трехмерных
объектах;
4) приобщение к проектной деятельности, в развитии творческого начала личности;
5) формирование умений работать в коллективе, вступать в коммуникативные и
межличностные отношения;
6) приобщение к будущей профессии.
7) ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными
государственными стандартами ЕСКД;
8) обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его
составные элементы;
9) развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;
10) обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
11) прививать культуру графического труда.

II. Общая характеристика учебного курса
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём
те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
2

производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению
входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Методологической основой курса является системно- деятельностный подход, который
обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного
учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Отсюда:
Методы, формы и технологии решения поставленных задач.
Основными принципами обучения являются:
- сознательность, активность и самостоятельность;
- наглядность;
- системность, последовательность и комплексность;
- обучение на высоком уровне трудности;
- прочность формирования знаний, умений, навыков;
- групповой и индивидуальный принципы в обучении.
Формы организации учебно-воспитательной деятельности:
- Урок: вводный, изучение нового материала, комбинированный, обобщающий,
учетно-повторительный.
Методы обучения:
- Устное изложение учебного материала. Виды: рассказ, объяснение,
инструктирование, лекция.
- Обсуждение изучаемого материала. Виды: беседа, классно-групповое занятие,
семинар.
- Демонстрация.
- Упражнение.
- Самостоятельная работа.
Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение,
принуждение.
Педагогические технологии:
- Личностно – ориентированная;
- Здоровьесберегающие технологии (ЗОТ): организационно-педагогические
технологии (ОПТ); психолого-педагогические технологии (ППТ); учебно-воспитательные
технологии (УВТ).
Межпредметные связи:
Технология – литература – история России.

IV. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану элективный учебный предмет «Черчение» входит в предметную
область «Технология». На изучение курса в 10 классе отводится 34 часов, 1 час в неделю за счёт
часов внеурочной деятельности.

V. Требования к образовательным результатам
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
курса
Личностные результаты:
 Ценностные ориентиры, отражающие индивидуально-личностные позиции: гуманистические
3


























и демократические ценностные ориентации,готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни; осознание себя как члена общества; представление о
России, её места и роли в современном мире;
Гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций
социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоциональноценностное отношение к окружающей среде; патриотизм, любовь к своей местности;
уважение к истории, культуре, национальным традициям; готовность к осознанному выбору
дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
Образовательные результаты: овладение на уровне общего образования законченной
системой графики знаний и умений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности: составлять план решения проблемы; работая по предложенному и
самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные
средства; планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; свободно
пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различать результаты и способы действий; давать оценку
результатам; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
выходы из ситуаций неуспеха;
Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, социального взаимодействия;
Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
принимать решения.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение
понятиям на основе изученного учебного материала; осуществлять логическую операцию;
обобщать понятия;
Строить логические рассуждения;
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта;
Преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации;
Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты;
Уметь использовать компьютерные и коммуникативные технологии.
Коммуникативные УУД:
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, доказывая их фактами;
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого;
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
Осознание роли графики;
Объяснять, аргументировать основные понятия курса, применять знания этих понятий и
определений в практических работах;
Составлять и читать чертежи деталей и чертежи, содержащие сечения, разрезы и условные
изображения;
Осознавать основные понятия, определения, графические изображения и правила их
построения;
Объяснять типичные черты и специфику геометрических объектов и простых форм;
4





Осознанно выделять и группировать предметы по форме, признакам, назначению;
Оценивать роль России в мире в архитектурном направлении;
Составлять алгоритм решения творческих, занимательных и графических задач.

VI. Содержание учебного курса
№
п\п
1
2
3
4

Наименование разделов, тем
Тема: Графический язык и его роль в передаче
информации
Тема: Геометрические тела, предметы окружающего
мира и геометрическая информация о них
Тема : Графическое отображение и чтение
графической информации о предмете
Тема: Графическое отображение и чтение техникотехнологической информации об изделии
Итого:

Кол-во часов
теоретич.
практич.
4

Дата

3
11
16
34

Тема: Графический язык и его роль в передаче информации.
Графический язык. Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения.
Роль графического языка. Типы графических изображений (рисунки, чертежи,
аксонометрические проекции). Рабочее место конструктора и его оборудование (графические
материалы, инструменты. Принадлежности, автоматизированные средства). Рациональные
приёмы работы чертёжными инструментами. Техника безопасности. Носители графической
информации (точки, линии, условные знаки, цифры, буквы, тексты). Типы линий чертежа.
Тема: Геометрические тела, предметы окружающего мира и геометрическая информация о
них
Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие геометрических
форм предметов (простых, сложных) Форма простых геометрических тел (состав, структура,
размеры). Изучение формы геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета (с
натуры по графическим изображениям)
Тема : Графическое отображение и чтение графической информации о предмете
Проецирование-метод графического отображения формы. Центральное проецирование.
Параллельное (косоугольное, ортогональное) проецирование. Понятие о проекциях.
Сравнительный анализ проекции изображений (перспективных, ортогональных,
аксонометрических).
Ортогональное проецирование плоских предметов на одну плоскость проекций. Получение
изображения проекции детали с применением системы координат. Построение графических
объектов (прямоугольник, многоугольник).
Проецирование на две плоскости проекций простых геометрических тел и моделей деталей.
Проецирование на три плоскости проекций. Способы построения ортогональных проекций.
Чтение ортогональных проекций геометрических тел и деталей. Моделирование формы предмета
по заданным параметрам, условиям и функциональному назначению с последующим
изображением полученной модели на плоскостях проекций.
Аксонометрические проекции. Изометрическая проекция. Способы построения
аксонометрических проекций некоторых геометрических тел и деталей. Чтение
аксонометрических проекций. Технический рисунок. Приёмы выполнения технического рисунка.
Развёртывание поверхностей развёртки и их применение. Графическое отображение развёртки
поверхности предмета. построение чертежей развёрток некоторых простых геометрических тел и
деталей.
Тема: Графическое отображение и чтение технико-технологической информации об изделии
Чертёж как основной графический документ, содержащий информацию об изделии. Общие
сведения о чертежах различного назначения (рабочий и аксонометрический чертежи, чертёж
5

общего вида, сборочный чертёж). Понятие о государственных стандартах ЕСКД. Основные
требования к оформлению чертежей. Форматы. Масштаб. Передача информации о форме детали
на чертежах. Изображение на чертежах: виды (основные, местные), разрезы, сечения.
Построение разрезов и сечений. Штриховые замкнутые области при выполнении разрезов и
сечений. Разрезы на аксонометрических изображениях деталей.
Выбор главного изображения чертежа и необходимого числа изображений. Условности и
упрощения в изображении формы деталей на чертежах. Передача информации о размерах детали
на чертежах. Правила нанесения размеров на чертеже по ГОСТу. Нанесение линейного и
радиального размеров на чертеже.
Передача информации о материале детали. Условное изображение различных материалов в
разрезах и сечениях.
Чтение рабочих чертежей.
Конструирование несложных деталей по заданным параметрам, условиям и функциональному
назначению. Выполнение чертежа сконструированного изделия.

VII. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие;
 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному уровню;
 развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 установка на здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
 чувство прекрасного и эстетические чувства.
Учащийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
6

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
 установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
 эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой
форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском,
родном и иностранном языках.
Учащийся получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


7

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 владеть рядом общих приёмов решения задач.
Учащийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
 задавать вопросы;
 контролировать действия партнёра;


8

использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций
всех участников;
 с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.



9

№
п/п

1

Тема,
раздел
урока

Введение

К-во
часов

1

Дата
прове
дения
(план
/факт
)

Целевая установка раздела

Цель: дать понятие об
элективном учебном предмете,
рассказать о целях и задачах
курса.
Задачи:
углубить знания учащихся об
истории графической
документации, о первых
графических документах,
чертёжных инструментах и
принадлежностях;
развивать познавательный
интерес, любознательность
учащихся;
воспитывать ответственное
отношение к дисциплине

Формы организации
учебной
деятельности

IX. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО)
Понятия
Предметные
Универсальные
результаты
учебные действия

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Виды
информаци
и,
графическа
я
информаци
я,
графически
е
изображен
ия

Овладение
знаниями в
истории
зарождения
графического
языка и
основных
этапах
развития
чертежа

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение.
Представлять
информацию в виде
конспекта.
Понимать позицию
другого.
Регулятивные:
Работать по
предложенному плану,
ипользовать наряду с
основными и
дополнительные
средства.
Умения
ориентироваться в
окружающей среде,
выбирать целевые и
смысловые установки
своих действиях и
поступках, принимать
решения.

Личностные
результаты

Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

10

2

Основные
приёмы
работы

1

Цель: познакомить учащихся с
геометрическими построениями
на чертеже.
Задачи: приобрести навыки в
технике выполнения чертежей
изделий;
создать условия для
формирования умений
выполнять геометрические
построения;
воспитывать точность,
аккуратность, внимательность
при выполнении графических
упражнений.

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Линии:
сплошная
толстая
основная,
штриховая,
сплошная
тонкая,
сплошная
волнистая,
штрихпунк
тирная с
двумя
точками

Овладение
знаниями в
создании и
изготовлении
чертежа,
правилами
оформления
чертежей.

Уметь оценивать
степень своей
успешности
Коммуникативные:
Отстаивать свою
точку зрения,
приводить аргументы,
подтверждая их
фактами
Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Преобразовывать
информацию в виде
таблицы.
Самостоятельно
использовать
различные виды
чтения.
Регулятивные:
Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему в классной
деятельности.
Работать по
предложенному
учителем плану.
Уметь оценивать
степень своей
успешности.
Коммуникативные:

Уважительное
и
доброжелатель
ное отношение
к другому
человеку, его
мнению и
мировоззрению

11

Учиться критично
относиться к своему
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения и
корректировать его
3,4

Графичес
кая
работа
№1.
Изображе
ние
плоской
детали с
элемента
ми
сопряжен
ия и
деления
окружнос
ти на
равные
части

2

Цель: дать понятие «Лекало» и
показать приёмы работы с
линейкой «лекало».
Задачи: научить детей
основным геометрическим
построениям сопряжений;
развивать навыки работы
чертёжными инструментами;
воспитывать точность,
аккуратность, внимательность
при выполнении графической
работы.

Урок
Сопряжен
компле ие,
ксного окружност
примен ь
ения
знаний

Овладение
правилами
пользования
чертёжными
инструментами
при
выполнении
геометрически
х построений

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.
Давать оценку
результатам своей
работы.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

12

Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
5,6

Графичес
кий язык
и его
место в
передачи
информац
ии о
предметн
ом мире

2

Цель: познакомить с основными
требованиями и правилами
нанесения размеров на чертеже
по ГОСТу 2.307-68.
Задачи: дать понятие о базах в
машиностроении и научить
способам нанесения размеров;
дальнейшее развитие
графических навыков и умений и
познавательного интереса;
воспитывать чувство времени
при графических построениях.

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Размеры
(выносная
и
размерная
линии,
стрелки,
знаки
диаметра и
радиуса;
толщина и
длина
детали;
размерные
числа)

Овладение
правилами
оформления
чертежа

7

Типы
графическ
их

1

Цель: показать правила
изображения на чертеже.
Задачи: научить правилам

Урок
изучен
ия и

Стандарты Овладение
на
правилами
чертежи,
оформления

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,

Формирование
коммуникативн
ой
13

изображе
ний
ГОСТ
2.304-81

8

Проециро
вание как
метод
графическ
ого
отображе
ния
формы
предмета

1

изображений изделий на чертеже
(ГОСТ 2.304-81);
развивать пространственное и
логическое мышление и
кругозор в изучении
технических документов;
воспитывать внимательность и
усидчивость при изучении новой
темы.

первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

форматы

Цель: дать понятие и расширить
знания о методе проецирования
как графического отображения
формы предмета
Задачи:
научить различию центрального
проецирования от параллельного
на примере сложных
геометрических форм;
развитие пространственного и
логического мышления;
воспитывать чувство
коллективизма при работе в

Урок Проецирова
изучен ние,
ия и
центрально
первич е и
ного
параллельн
закреп ое
ления
проецирова
новых ние,
знаний прямоуголь
ные
проекции,
изображен
ие на

чертежа

включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Развитие
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
14

парах

9

Графичес
кая
работа
№2.
Выполнен
ие
проекцио
нного
чертежа
предмета
в системе
двух
плоскосте
й
проекций

1

Цель: показать учащимся
необходимость применения двух
плоскостей проекций
Задачи:
создать условия для
формирования умений
проецировать предмет на две
плоскости проекций, разобрать
типичные ошибки;
развивать пространственные
представления,
пространственное мышление,
познавательный интерес;
воспитывать чувство времени
при графических построениях

одной
плоскости
проекций

Урок
Проециров
компле ание, 2
ксного плоскости
примен проекций
ения
знаний

Овладение
правилами
выполнения
геометрически
х построений

представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

15

10

Ортогона
льные
проекции
и система
прямоуго
льных
координа
т.
Виды

1

Цель: познакомить учащихся с
расположением видов
(проекций) и их названиями
Задачи:
разобрать типичные ошибки
учащихся при построении видов
в проекционной зависимости;
формировать пространственное
представление и мышление;
воспитывать ответственное
отношение к урокам черчения,
чувство времени и аккуратность

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Виды: вид Овладение
спереди,
знаниями о
вид сверху, методах
вид слева;
проецирования
определени
е
необходим
ого и
достаточно
го числа
видов на
чертежах,
местные
виды

11

Графичес
кая
работа
№3.

1

Цель: познакомить учащихся со
случаями проецирования
предмета на три плоскости
проекций

Урок
компле
ксного
примен

Виды,
правила
построения
видов

Овладение
правилами
пользования
чертёжными

Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.
Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
16

Выполнен
ие
проекцио
нного
чертежа
предмета
в системе
трёх
плоскосте
й
проекций

12

Виды и
аксономе
трические
проекции

1

Задачи:
учить учащихся делать
графическое построение видов в
проекционной зависимости;
формировать пространственное
представление и мышление;
воспитывать ответственное
отношение к урокам черчения,
чувство времени и аккуратность

ения
знаний

Цель: познакомить учащихся с
получением наглядных
изображений
Задачи: формировать умения
строить оси, геометрические
фигуры в прямоугольной
изометрии;
развивать приёмы работы с
рейсшиной, глазомер учащихся;

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

инструментами
при
выполнении
геометрически
х построений

Косоуголь
ная
фронтальна
я
диметричес
кая и
прямоуголь
ная
изометриче

Овладение
знаниями о
форме
предметов и
геометрически
х тел и
положении
предметов в
пространстве

информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.
Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель

общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
17

воспитывать рациональное
использование времени

13

Графичес
кая
работа
№4.
Выполнен
ие
аксономе
трической
проекции
по
проекцио
нному
чертежу
предмета

1

Цель: закрепить знания и
умения учащихся о построении
объёмных фигур в изометрии
Задачи:
формирование умения в
построении аксонометрических
проекций предметов;
развивать глазомер учащихся;
воспитывать точность.
аккуратность

ская
проекции;
направлени
е осей,
показатели
искажений;
размеры на
аксонометр
ических
проекциях

Урок
компле
ксного
примен
ения
знаний

Фронтальн
ая
диметричес
кая
проекция

Овладение
правилами
пользования
чертёжными
инструментами
при
выполнении
геометрически
х построений;
изменять
положение
предмета в
пространстве
относительно
осей координат

конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
18

14

Контроль
ная
работа.
Выполнен
ие
проекцио
нного
чертежа
детали

1

Цель: закрепить знания и
умения учащихся о построении
объёмных фигур в изометрии
Задачи:
формирование умения в
построении аксонометрических
проекций предметов;
развивать глазомер учащихся;
воспитывать точность.
аккуратность

значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.
Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Урок
Аксономет Овладение
Познавательные:
обобще рические
правилами
Анализировать,
ния и
проекции
пользования
сравнивать,
систем плоских и
чертёжными
классифицировать
атизац объёмных
инструментами чертежи.
ии
фигур,
при
Строить логические
знаний эллипс
выполнении
рассуждения при
геометрически выполнении чертежа.
х построений;
Преобразовывать
развитие
чертёжные знаки в
визуальнотекстовые.
пространственн Регулятивные:
ого мышления Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему
индивидуального
задания.
Выдвигать версии
решения задания,
осознавать конечный
результат.
В ходе выполнения
работы давать ей
оценку.

познанию

Формирование
уважительного
отношения к
другому
человеку.
Осознание
своей
этнической
принадлежност
и

19

15

Общие
сведения
о
формообр
азовании

1

Цель: вспомнить
геометрические тела, дать
понятие формообразованию
Задачи:
научить выполнять операции с
трёхмерными объектами и
отображение их на чертеже ( в
любой технической детали
находить простые
геометрические тела);
развивать логическое мышление
и расширение политехнического
кругозора;
воспитывать точность и
аккуратность при выполнении
практических упражнений

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Мысленно
е
расчленени
е предмета
на
геометриче
ские телапризмы,
цилиндры,
конусы,
пирамиды,
шар и их
части

Формирование
стойкого
интереса к
творческой
деятельности

Организация
здорового образа
жизни.
Коммуникативные:
Учиться критично
относиться к своему
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения.
Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

20

16

Графичес
кая
работа
№5.
Выполнен
ие
чертежа
предмета
с
преобразо
ванием
формы по
заданным
условиям

1

Цель: закрепить знания по
формообразованию предметов
Задачи:
научить выполнять чертёж
предмета с преобразованием
формы по заданным условиям;
развивать логическое мышление;
воспитывать точность и
аккуратность

Урок
компле
ксного
примен
ения
знаний

Анализ
геометриче
ской
формы
предмета

Овладение
правилами
пользования
чертёжными
инструментами
при
выполнении
геометрически
х построений;
формообразова
ния предметов
простых
геометрически
х форм

17,
18

Графичес
кая
работа
№6.
Выполнен

2

Цель: вспомнить
геометрические тела, дать
понятие технического рисунка
Задачи:
научить строить развёртки

Урок
компле
ксного
примен
ения

Техническ
ий
рисунок,
форма

Овладение
правилами
оформления
чертежа при
выполнении

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.
Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
21

ие
техническ
ого
рисунка и
построен
ие
развёртки

19

Изделие и
техникотехнологи
ческая
информац
ия о нём

геометрических тел;
развивать пространственное
представления и мышление,
умение работать с
информационными
источниками;
воспитывать чувство времени,
ответственности в коллективе

1

знаний

Цель: дать понятие техникоУрок
технологической информации об изучен
изделии
ия и
первич
Задачи:
учить работать со справочными
ного
документами ;
закреп
развивать логическое,
ления
пространственное представления новых
и мышление, умение работать с
знаний

Изделие;
длина,
высота,
ширина

технического
рисунка;
анализировать
форму
предмета

чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.
Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.

сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
стойкого
интереса к
творческой
деятельности

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
22

информационными
источниками;
воспитывать чувство времени,
ответственности в коллективе

20

Общие
сведения
о
чертежах
различног
о
назначени
я

1

Цель: показать учащимся какое
значение имеют стандарты
ЕСКД для чертежей деталей и
рабочих чертежей
Задачи:
способствовать
самостоятельному выводу о
различных чертежах;
развивать познавательный
интерес;
привитие интереса к предмету

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Рабочий
чертёж

Формирование
стойкого
интереса к
творческой
деятельности;
иметь
представление
о чертежах
различного
назначения

конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.
Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в

процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию
Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
23

его речи: мнение,
доказательство,
факты.

познанию

21

Сечения

1

Цель: дать понятие о сечениях
как изображениях, об
изображении и обозначении
сечений, их применении при
построении технических
чертежей.
Задачи: учить алгоритму
построения сечений и
применение его при построении
чертежей;
развивать пространственные
представления,
пространственное мышление,
познавательный интерес;
воспитывать ответственное
отношение к предмету.

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Сечения:
вынесенны
е,
наложенны
е, в
разрыве
детали;
правила
построения

Формирование
умений
устанавливать
взаимосвязь
знаний по
разделу
сечений для
решения
графических
задач

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

22

Разрезы

1

Цель: дать понятие о разрезах
как изображениях, об
изображении и обозначении
разрезов, их применении при
построении технических
чертежей.
Задачи: учить алгоритму

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления

Разрезы:
простые,
сложные:
ступенчаты
е,
ломанные

Формирование
умений
устанавливать
взаимосвязь
знаний по
разделу
разрезов для

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
24

построения разрезов и
применение его при построении
чертежей;
развивать пространственные
представления,
пространственное мышление,
познавательный интерес;
воспитывать ответственное
отношение к предмету.

новых
знаний

решения
графических
задач

Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

23,
24

Графичес
кая
работа
№7.
Выполнен
ие
чертежа
детали с
применен
ием
разрезов
и сечений

2

Цель: закрепить знания
учащихся об изображении и
обозначении простых разрезов и
сечений.
Задачи: учить выполнять
простые разрезы и сечения на
чертежах деталей;
развивать пространственное и
логическое мышление;
воспитывать культуру
графического труда.

Урок
Правила
компле построения
ксного
примен
ения
знаний

Приобщение к
графической
культуре как
совокупности
достижений
человечества в
области
освоения
способов
передачи
информации
при
выполнении
чертежа
сечений и
разрезов

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.

сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
25

Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.

ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Коммуникативные:

25

Выбор
главного
изображе
ния
чертежа и
необходи
мого
числа
изображе
ний

1

Цель: формирование навыков по
определению необходимого и
достаточного количества
изображений на чертежах и
закрепление знаний, полученных
в 8 классе по выбору главного
изображения.
Задачи: научить правильно
выбирать главный вид
изображенной детали и
определять необходимое
количество видов её
изображения на чертеже;
развитие графических навыков и
умений; привитие интереса к
предмету

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Чертёж:
изображен
ия на
чертеже

Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Освоение
Познавательные:
знаний о
Строить логическое
методах
рассуждение,
проецирования; включающее
развитие
установление
визуальнопричиннопространственн следственных связей.
ого мышления Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию
26

его речи: мнение,
доказательство,
факты.
26

Контроль
ная
работа.
Выполнен
ие
чертежа
детали,
содержащ
его
необходи
мое
количеств
о
изображе
ний

1

Цель: показать на примере
простой детали выполнение
чертежа детали и по примеру
выполнить чертёж
самостоятельно.
Задачи: научить выполнять
чертёж детали с применением
разрезов;
развивать пространственное
мышление;
воспитывать культуру
графического труда.

Урок
обобще
ния и
систем
атизац
ии
знаний

Изображе
ния: виды,
сечения,
разрезы,
местные
разрезы,
соединение
половины
вида с
половиной
разреза

Овладение
правилами
пользования
чертёжными
инструментами
при
выполнении
геометрически
х построений;
развитие
визуальнопространственн
ого мышления

Познавательные:
Анализировать,
сравнивать,
классифицировать
чертежи.
Строить логические
рассуждения при
выполнении чертежа.
Преобразовывать
чертёжные знаки в
текстовые.
Регулятивные:
Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему
индивидуального
задания.
Выдвигать версии
решения задания,
осознавать конечный
результат.
В ходе выполнения
работы давать ей
оценку.
Организация
здорового образа
жизни.

Формирование
уважительного
отношения к
другому
человеку.
Осознание
своей
этнической
принадлежност
и

Коммуникативные:
Учиться критично
относиться к своему
27

мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения.
27,
28

Графичес
кая
работа
№8.
Выполнен
ие
чертежа
детали с
использов
анием
условност
ей и
упрощени
й
изображе
ний

2

Цель: закрепить знания
учащихся об изображенияхразрезы, показать приёмы
построения условностей и
упрощений на чертежах
разрезов.
Задачи: учить выполнять чертёж
детали ;
развивать пространственное и
логическое мышление;
воспитывать культуру
графического труда.

Урок
компле
ксного
примен
ения
знаний

Изображе
ние
условносте
й на
чертеже:
уклон,
фаска,
шероховат
ость,
диаметр,
радиус,
квадрат,
угол

Приобщение к
графической
культуре как
совокупности
достижений
человечества в
области
освоения
способов
передачи
информации
при
выполнении
чертежа с
использование
м условностей
и упрощений

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Коммуникативные:
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
28

29

Разрезы
на
аксономе
трических
проекция
х

1

Цель: познакомить учащихся с
применением и правилами
выполнения местных разрезов; с
выполнением чертежей,
содержащих разрезы деталей,
имеющих тонкие стенки, рёбра,
спицы.
Задачи: научить выполнять
разрезы в наглядных
изображениях; развивать
пространственное
представление, мышление;
воспитывать точность и
аккуратность графических
построений, чувство времени.

Урок
изучен
ия и
первич
ного
закреп
ления
новых
знаний

Правила
построения

позиций.
Освоение
Познавательные:
знаниями о
Строить логическое
форме
рассуждение,
предметов и
включающее
геометрически установление
х тел и
причинноположении
следственных связей.
предметов в
Создавать
пространственн схематическую модель
ой системе
конспекта урока в
координат
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

30,
31

Графичес
кая
работа
№9.
Построен
ие
изометри
ческой
проекции

2

Цель: закрепить знания
учащихся об изображениях разрезы в аксонометрических
проекциях.
Задачи: учить выполнять чертёж
детали с вырезом 1\4 части
детали;
развивать пространственное и
логическое мышление;

Урок
Правила
компле построения
ксного
примен
ения
знаний

Приобщение к
графической
культуре как
совокупности
достижений
человечества в
области
освоения
способов

Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
29

детали с
выполнен
ием
выреза её
¼ части

воспитывать культуру
графического труда.

передачи
информации
при
выполнении
чертежа с
использование
м выреза 1\4
части

деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать
индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.

процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Коммуникативные:

32,
33

Графичес
кая
работа
№10.
Выполнен
ие
чертежа
модели
детали,
сконструи
рованной
по
заданным
условиям,

2

Цель: закрепить знания
учащихся об изображениях.
Задачи: учить выполнять чертёж
детали по техническому
рисунку;
развивать пространственное и
логическое мышление;
воспитывать культуру
графического труда.

Урок
Правила
компле построения
ксного
примен
ения
знаний

Приобщение к
графической
культуре как
совокупности
достижений
человечества в
области
освоения
способов
передачи
информации
при
выполнении
чертежа с

Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Познавательные:
Строить логические
рассуждения.
Представлять
информацию в виде
чертежа.
Регулятивные:
Самостоятельно
определять учебную
деятельность.
Индивидуально
составлять план
решения проблемы.
Планировать

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
графической
деятельности.
Готовность и
способность к
30

и её
техническ
ого
рисунка

использование
м условностей
и упрощений,
применяемых
на чертежах

индивидуальную
образовательную
траекторию.
Организация своей
жизни в соответствии
с общественно
значимыми
представлениями о
здоровом образе
жизни.

саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

Коммуникативные:

34

Чтение
рабочих
чертежей

1

Цель: дать понятие – рабочий
чертёж.
Задачи: учить читать рабочие
чертежи;
развивать пространственное и
логическое мышление;
воспитывать культуру
умственного труда.

Урок
Правила
обобще чтения
ния и
чертежа
систем
атизац
ии
знаний

Овладение
правилами
оформления
чертежа при
выполнении
технического
рисунка;
анализировать
форму
предмета

Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций.
Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
31

Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.
35

Обобщен
ие знаний
о
технологи
ческой
информац
ии

1

Цель: закрепить знания
учащихся об изображениях.
Задачи: учить выполнять
чертёж детали по техническому
рисунку;
развивать пространственное
и логическое мышление;
воспитывать культуру
графического труда.

Урок
обобще
ния и
систем
атизац
ии
знаний

Развитие
зрительной
памяти,
ассоциативного
мышления

Познавательные:
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Создавать
схематическую модель
конспекта урока в
виде таблицы.
Регулятивные:
Работать по
представленному
учителем плану.
Самостоятельно
составлять план
решения проблемы.
Коммуникативные:
Принимать позицию
другого, различать в
его речи: мнение,
доказательство,
факты.

мотивации к
обучению и
познанию

Формирование
коммуникативн
ой
компетенции в
общении и
сотрудничестве
со
сверстниками и
взрослыми в
процессе
образовательно
й
деятельности.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и личностному
самоопределен
ию на основе
мотивации к
обучению и
познанию

32

Контрольно-оценочная деятельность
№
1

2

3

4

5

6

7
8
9

10

Тема раздела, урока
Изображение плоской детали
с элементами сопряжения и
деления окружности на равные
части
Выполнение проекционного
чертежа предмета в системе
двух плоскостей проекций
Выполнение проекционного
чертежа предмета в системе
трёх плоскостей проекций
Выполнение
аксонометрической проекции по
проекционному чертежу
предмета
Контрольная работа.
Выполнение проекционного
чертежа детали
Выполнение чертежа
предмета с преобразованием
формы по заданным условиям
Выполнение технического
рисунка и построение развёртки
Выполнение чертежа детали
Контрольная работа.
Выполнение чертежа детали,
содержащего необходимое
количество изображений
Выполнение чертежа детали

Виды контрольно-оценочной
деятельности
Выполнение чертежа по
правилам деления окружности и
сопряжения

К-во

Сроки
проведения

Выполнение чертежа по
правилам проекционной
зависимости
Выполнение чертежа по
правилам проекционной
зависимости
С использованием правил
изометрической проекции
По тестовому заданию
С нанесением размеров
С обозначением вершин, ребер,
граней
С применением разрезов и
сечений

С использованием условностей
и упрощений изображений
С вырезом ¼ части детали
По правилам построения
технического рисунка

Выполнение чертежа детали
Выполнение чертежа модели
детали, сконструированной по
заданным условиям, и её
технического рисунка
Примечание. Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения – в тетрадях.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде
графических и контрольных работ.
1.Входной контроль проводится в начале обучения или следующего его этапа. Его цель –
определить степень владения учащимися базовыми знаниями и умениями для изучения
предлагаемой дисциплины. С помощью входного контроля определяется степень владения новым
материалом до начала его изучения. Анализ результатов входного контроля помогает выбрать
правильную обучающую стратегию при работе с новым материалом. Это дает возможность
выявить слабых и сильных учащихся. Слабым учащимся необходимо устранить пробелы в знаниях,
прежде чем приступить к дальнейшему обучению, а сильных переводят на более высокий уровень
обучения.
2.Формирующий контроль (т.е. помогающий сформировать качественные знания)
применяется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Цель –
11
12

33

проверить изучаемый или только что изученный материал. Это способствует своевременному
выявлению и устранению пробелов в процессе обучения.
3.Диагностический контроль позволяет определить причины возникновений систематических
ошибок. Он проводится после формирующего теста, когда определены систематические ошибки,
устойчивые пробелы.
4.Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и служит для оценки его
эффективности, т.е. насколько реальные результаты совпадают с планируемыми и соответствуют
стандарту. Итоговый контроль охватывает достаточно широкую область содержания изученной
темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В него включаются задания на проверку знаний самых
важных элементов содержания, сформированности необходимых навыков.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости
школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую,
воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для
осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические
работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по
черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые
позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного
материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков
учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет
судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы
выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления
чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по
следующему плану:
1.
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи,
начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2.
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение
типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути
ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и
твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые
легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие
ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и
условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей
34

изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и
частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного
материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с
помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного
материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и
аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно
аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после
замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт
небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с
помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и
навыками, предусмотренными программой.
Х. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Средства обучения:
Учебно – лабораторное оборудование и приборы (учебно – практическое оборудование)
1.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3.
Стол учительский с тумбой.
4.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
5.
Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
1.
Компьютер.
2.
Мультимедийный проектор.
3.
Экран проекционный.
4.
Интерактивная доска.
5.
Музыкальный центр.
6.
Документная камера.
Учебная и справочная литература
Для учителя:
1)
В.В.Степакова. Черчение. Программы общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение,2009.
2)
В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для
35

учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013
3)
А.А.Дадаян. Основы черчения и инженерной графики. Геометрические построения на
плоскости и в пространстве: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М., 2007.
4)
В.П.Куликов. Стандарты инженерной графики: учебное пособие. – М.,2007.
Для учащихся:
1)
В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013.
Дидактические средства обучения:
1)
Комплект демонстрационных материалов по черчению, г. Челябинск, Южно – Уральский
государственный институт.
2)
Тестовые задания по темам.
3)
Индивидуальные карточки-задания
4)
Опорные конспекты.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
1)Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4 без полей;
3) Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
4) Миллиметровая бумага;
5) Калька;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка деревянная 30 см.;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
9) Рейсшина;
10) Транспортир;
11) Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
12) Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
Средства телекоммуникации:
1)
Локальная сеть
2)
Интернет
Цифровые образовательные ресурсы (интернет – ресурсы)
1.
http://ru.wikipedia.org/wiki
2.
http://moikompas.ru/tags/plastilin
3.
http://www.slovarus
XI. Список литературы
Для учащихся:
1)
В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013.
Для учителя:
1)
В.В.Степакова. Черчение. Программы общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение,2009.
2)
В.В.Степакова, Л.Н.Анисимова, Л.В.Курцаева, А.И.Шершевская. Черчение: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2013.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».